Попытки построения единой науки и педагогика

Говоря о философии образования и воспитания, нельзя обойти вниманием и проблему единства науки, ибо для педагогики это имеет большое значение.

«Поиск единства науки и построение некой единой науки, – отмечает А.П. Огурцов, – предполагают в качестве своего философского основания расщепление «подлинной» и «неподлинной» науки, критическую оценку современного состояния научного знания и апелляцию к некому синтетическому, непосредственному знанию в качестве последнего, «подлинного» слоя знания. Эта программа анализа научного знания может быть названа романтической программой, поскольку в противовес распавшейся, «отчужденной» науке выдвигает идеал некого унифицированного, цельного, непосредственно данного знания».

Как известно, проект такого знания был предложен немецкими романтиками.

«Вся наука едина», – заявлял Новалис (Фридрих фон Харденберг). А его современник Фридрих Шлегель считал, что богом университетов должна быть энциклопедия, выступающая в качестве «Новой Библии», в которой синтезировались бы все достижения наук и искусств. И это было связано прежде всего с тем, что в то время «в самом названии высшего учебного заведения – «университет» подчеркивалась идея существования единства всего научного знания и общности, объединяющей все отрасли науки, все специальности ученой деятельности».

«Философский Прометей» Фридрих Шеллинг вообще считал, что подлинной наукой не может быть какая-нибудь частная
наука, а лишь единая, в ранг которой он возводил философию, то есть призывал вернуться к истокам. Именно она (философия), по его мысли, «есть непосредственное изображение и наука самого празнания» (об этом он писал в 1803 году в «Лекциях по методике академического изучения»).

Карл Маркс единство науки рассматривал сквозь призму естественно-исторического и социально-исторического бытия, то есть через единство исторического познания, провозгласив, таким образом, единственной наукой, универсальной и всеобъемлющей, историю.

В XX веке идеи «единой науки» приобретают сторонников и новый импульс в программе так называемой «унифицированной науки» Венского кружка. Эта программа в дальнейшем получила название «стандартной концепции науки». В 1935 году проект «Международной энциклопедии унифицированной науки» был внесен на обсуждение Международного конгресса научной философии, состоявшегося в Париже.

Было задумано выпустить 10 серий, включавших в общей сложности 260 монографий по логике и методике науки. За дело взялся Чикагский университет, но из 260 книг было выпущено лишь 19.

Безусловно, философско-методологические поиски единых принципов научного знания сыграли положительную роль прежде всего в плане отыскания «объединяющих черт все расширяющегося полиморфизма научных теорий», в обеспечении тесной связи и взаимодействия научных дисциплин.

Однако, хотим мы того или нет, никакие теории единства науки не могут противостоять все большей дифференциации науки, на основе которой и происходит «прогрессирующая систематизация научной деятельности» (Н. Овчинников).

И прав был А.Эйнштейн, когда писал:

«Специализация во всех областях человеческой деятельности, несомненно, привела к невиданным достижениям, правда, за счет сужения области, доступной отдельному индивидууму».

Педагогика, как и, к примеру, методология науки и ее история, как бы пытается объединить воедино самые разные научные достижения с тем, чтобы донести их до обучающихся. Поэтому может показаться, что она всецело поддерживает идею объединения наук, но это далеко не так.

Педагогика, получив свой самостоятельный статус, вряд ли готова вновь слиться в какое-то единство и потерять свое главное назначение: быть связующим звеном между достижениями науки и их постижением все новыми и новыми поколениями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)