Признаки и функции авторских школ
Авторские школы стали появляться на первых этапах развития школы как учреждения образования. К ним можно отнести Академию Платона и Ликей Аристотеля, «Дом Радости» Витторино де Фельтре, «Учреждение для бедных» в Нейгофе И.Ф. Песталоцци, Яснополянскую школу Л.Н. Толстого и др. Но только в двадцатом веке они становятся значимым фактором в развитии системы образования.
Термин «авторская школа» часто употребляется в отечественной педагогике наряду с такими понятиями, как «инновационная школа» и «экспериментальная школа». Анализ данный понятий проведен в исследовании Т.В. Цырлиной.
Главными составляющими инновационной школы выступают:
- успешно реализуемый педагогический эксперимент;
- отличие жизнедеятельности от массовой школы;
- формулировка иной философии школы;
- роль и значение деятельности директора;
- творческий характер деятельности педагогов;
- более благоприятные условия для обучения и развития учащихся;
- «тиражируемость» результатов.
Так, отечественный исследователь М.М. Поташник определяет инновационные школы как «образовательные учреждения, созданные на основе системных нововведений (в целях, содержании образования, технологиях, организации учебно-воспитательного процесса и, естественно, на основе новой системы управления)», подчеркивая тем самым их главный признак – новизну.
В начале 90-х гг. Ассоциация инновационных школ и центров расширяет набор факторов, составляющих сущность инновационной школы – это реализация иной, чем в массовой практике, модели организации детской жизни, отличной от традиционного содержания образования; иное содержание труда педагогов, направленное на развитие творческих черт личности учителя и его личной ответственности за результаты своего труда (А.Г. Каспржак, М.В. Левит).
В экспериментальных школах акцент переносится на роль и значение эксперимента, а по уровню новизны эти школы занимают как бы второй ряд после инновационных. В современной литературе наряду с термином «экспериментальная школа» используется понятие «экспериментальная площадка», однако существенных различий в их значении не наблюдается.
«Экспериментальная площадка» как звание может быть присвоено школе, что выступает еще одним признаком такого типа учреждений.
Основные задачи образовательной организации – экспериментальная площадка:
- организация и проведение опытно-экспериментальной работы по актуальным направлениям развития образовательной системы района, города;
- разработка проектов нормативно-правовых документов, методических материалов, рекомендаций, отражающих опыт решения проблем по заявленной тематике.
В качестве результатов деятельности ОУ – экспериментальная площадка должно представить на независимую экспертизу программы, педагогические технологии, алгоритмы профессионально-педагогической деятельности, другие методические материалы, апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы, и аналитические материалы, подтверждающие эффективность представленной продукции.
В соответствии с классификацией инновационных школ, предложенной Э. Днепровым, включающей:
- авангардные, «пилотные» школы и школы-лаборатории;
- экспериментальные и опытно-экспериментальные школы;
- поисковые, «продвинутые» школы, авторские школы по определению и имеющимся характерологическим признакам входят в первую подгруппу, занимая в ней лидирующее место.
Перейдем к характеристике определения рассматриваемого понятия «авторская школа». В разных источниках выделены ее признаки:
- наличие собственной оригинальной программы действий и устойчивые положительные результаты (В.А. Караковский, 1993);
- стремление к собственной неповторимости, желание обладать именем (А. Адамский);
- наличие педагога-лидера, директора-автора;
- сформулированная концепция школы;
- существенное отличие ее жизнедеятельности от массовой практики (А.М. Сидоркин, 1992).
В определении российской педагогической энциклопедии понятие «авторская школа» рассматривается в качестве экспериментального учебно-воспитательного учреждения, имеющего следующие признаки:
- философская и психолого-педагогическая идея школы;
- наличие имени создателя в названии;
- включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции.
Проведенный анализ дал основания выделить Т.В. Цырлиной ряд компонентов, отражающих трактовку авторской школы в отечественной педагогической литературе:
- наличие автора, лидера педагогического коллектива;
- сформулированная автором концепция школы;
- поисковый характер деятельности, осуществление эксперимента;
- синтез мировоззренческой концепции и инновационных технологий;
- творческий характер жизнедеятельности;
- включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции;
- устойчивость и стабильность результатов.
Этот список позволяет выделить черты, которые отличают авторские школы от инновационных или экспериментальных: наличие лидера-автора; устойчивость и стабильность результатов, мировоззренческая концепция (например, антропософская идея или концепция «справедливых сообществ») с инновационными технологиями.
В зарубежной педагогике существуют категории, близкие понятию «авторская школа», из которых наиболее устоявшейся является категория «эффективная школа», имеющей несколько десятков определений. Остановимся лишь на двух наиболее известных.
В первом выделяются следующие факторы эффективности:
- акцент на достижении значительных учебных результатов;
- высокий уровень ожиданий;
- единство мнений педагогов в отношении основных целей школы;
- выработка единой общей линии поведения учащихся;
- обеспечение четкой работы каждого класса;
- частые поощрения и похвала;
- распределение обязанностей и ответственности среди большинства учащихся;
- благоприятное окружение;
- открытая демонстрация заботы о личности каждого конкретного ученика (Rutter, 1979).
Некоторые из перечисленных факторов, отмечает Т.В. Цырлина, перекликаются с известными у нас определениями авторской школы. Это и ориентация на высокую результативность, и благоприятная среда, и приверженность педагогов общим целевым установкам школы.
Это, например, наличие директора-лидера, энергичного и обладающего видением будущего, способного подвигнуть педагогов и учащихся на выполнение стоящих перед школой задач, тесное взаимодействие и сотрудничество педагогов; активное включение родителей и представителей местной общины в процесс улучшения деятельности школы (Ригкеу, Smith, 1983).
На основе анализа отечественной и западной литературы, посвященной авторским школам, Т.В. Цырлина выявила наиболее существенные признаки авторской школы, основными из которых являются первых три:
- субъектная роль создателя, влияние личности которого сказывается на всем укладе школы и позволяет организовать детское учреждение, существенно отличающееся от массовой практики;
- четко разработанная и последовательно реализуемая оригинальная концепция, формирующая определенную философию и «миссию» школы;
- специфическая культура школы, создаваемая и окрашенная ведущей системой ценностей, атмосферой сотрудничества и общинным характером взаимоотношений и творческими видами жизнедеятельности;
- создание наиболее благоприятных условий для формирования личности ученика по заданной модели, несущей на себе отпечаток внутренней среды школы;
- профессионально-личностные особенности педагогов, разделяющих авторскую концепцию и идентифицирующих себя с системой сложившихся в школе ценностей;
- установка на превращение учащихся и их родителей в субъекты реализации авторской концепции;
- стабильно устойчивые и долговременные положительные результаты деятельности.
Автором сформулировано следующее определение авторской школы.
Среди названных признаков авторской школы важнейшим является понятие «культура школы», определяя главное содержание и направленность авторской школы, ее специфику. Именно в культуре школы объективируется субъектная позиция автора, творца, лидера.
Процесс становления и развития авторских школ в реальном педагогическом пространстве связан с такими категориями, как культура и смежных с ней понятиях: этос, климат, атмосфера, «скрытый курс обучения».
Функции авторских школ:
- яркая пропаганда гуманистических ценностей и приоритета личностно-ориентированной педагогики, реально осуществляемой в практической педагогической деятельности;
- более высокий уровень воспитания, который определяется сотрудничеством и партнерством всех субъектов учебно-воспитательного процесса, приближающего авторские школы к школам общинного типа и делающего их «школами качества»;
- содержательное приращение и реальное воплощение избранных доминантных ценностей в педагогическом процессе, порождение новых технологий типа «коллективного творческого дела», «проигрывания культурных эпох», «погружения в предмет» с созданием условий для рождения «эффективной школы»;
- создание притягательного аналога, позволяющего, с одной стороны, соотносить собственную педагогическую деятельность с высоким эталоном, а с другой – содействовать самоопределению директоров и педагогов школ, работающих в режиме развития, и тем самым служить «школой-магнитом»;
- создание условий для творческого поиска и профессионального роста учителей, развитию массового инновационного мышления.
Такая школа самим фактом своего существования опережает педагогические традиции настоящего и выводит педагогов и школы в иные временные поля, создает основания для формирования «школы будущего».
В целом гуманистические авторские школы служат подлинными защитниками детей и детства, способствуют качественному изменению обучения и воспитания, имеют позитивный творческий потенциал для дальнейшего развития.
- Контекстный подход
- Компетентностный подход
- Характеристика образовательных парадигм
- Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя
- Методика изучения педагогического опыта
- Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки в практическую педагогическую деятельность
- Эффективность профессиональной деятельности
- Критерии педагогических новшеств
- Специфика развития инновационной культуры учителя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу