Признаки и функции авторских школ

Авторские школы стали появляться на первых этапах развития школы как учреждения образования. К ним можно отнести Академию Платона и Ликей Аристотеля, «Дом Радости» Витторино де Фельтре, «Учреждение для бедных» в Нейгофе И.Ф. Песталоцци, Яснополянскую школу Л.Н. Толстого и др. Но только в двадцатом веке они становятся значимым фактором в развитии системы образования.

Термин «авторская школа» часто употребляется в отечественной педагогике наряду с такими понятиями, как «инновационная школа» и «экспериментальная школа». Анализ данный понятий проведен в исследовании Т.В. Цырлиной.

Главными составляющими инновационной школы выступают:

  • успешно реализуемый педагогический эксперимент;
  • отличие жизнедеятельности от массовой школы;
  • формулировка иной философии школы;
  • роль и значение деятельности директора;
  • творческий характер деятельности педагогов;
  • более благоприятные условия для обучения и развития учащихся;
  • «тиражируемость» результатов.

Так, отечественный исследователь М.М. Поташник определяет инновационные школы как «образовательные учреждения, созданные на основе системных нововведений (в целях, содержании образования, технологиях, организации учебно-воспитательного процесса и, естественно, на основе новой системы управления)», подчеркивая тем самым их главный признак – новизну.

Характеризуя известные в истории и современности авторские школы В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, Э.Г. Костяшкина, В.А. Караковского и др. как высокоэффективные учебно-воспитательные заведения, Поташник определяет данные школы как инновационные.

В начале 90-х гг. Ассоциация инновационных школ и центров расширяет набор факторов, составляющих сущность инновационной школы – это реализация иной, чем в массовой практике, модели организации детской жизни, отличной от традиционного содержания образования; иное содержание труда педагогов, направленное на развитие творческих черт личности учителя и его личной ответственности за результаты своего труда (А.Г. Каспржак, М.В. Левит).

В экспериментальных школах акцент переносится на роль и значение эксперимента, а по уровню новизны эти школы занимают как бы второй ряд после инновационных. В современной литературе наряду с термином «экспериментальная школа» используется понятие «экспериментальная площадка», однако существенных различий в их значении не наблюдается.

«Экспериментальная площадка» как звание может быть присвоено школе, что выступает еще одним признаком такого типа учреждений.

Основные задачи образовательной организации – экспериментальная площадка:

  • организация и проведение опытно-экспериментальной работы по актуальным направлениям развития образовательной системы района, города;
  • разработка проектов нормативно-правовых документов, методических материалов, рекомендаций, отражающих опыт решения проблем по заявленной тематике.

В качестве результатов деятельности ОУ – экспериментальная площадка должно представить на независимую экспертизу программы, педагогические технологии, алгоритмы профессионально-педагогической деятельности, другие методические материалы, апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы, и аналитические материалы, подтверждающие эффективность представленной продукции.

В соответствии с классификацией инновационных школ, предложенной Э. Днепровым, включающей:

  • авангардные, «пилотные» школы и школы-лаборатории;
  • экспериментальные и опытно-экспериментальные школы;
  • поисковые, «продвинутые» школы, авторские школы по определению и имеющимся характерологическим признакам входят в первую подгруппу, занимая в ней лидирующее место.

Перейдем к характеристике определения рассматриваемого понятия «авторская школа». В разных источниках выделены ее признаки:

  • наличие собственной оригинальной программы действий и устойчивые положительные результаты (В.А. Караковский, 1993);
  • стремление к собственной неповторимости, желание обладать именем (А. Адамский);
  • наличие педагога-лидера, директора-автора;
  • сформулированная концепция школы;
  • существенное отличие ее жизнедеятельности от массовой практики (А.М. Сидоркин, 1992).

В определении российской педагогической энциклопедии понятие «авторская школа» рассматривается в качестве экспериментального учебно-воспитательного учреждения, имеющего следующие признаки:

  • философская и психолого-педагогическая идея школы;
  • наличие имени создателя в названии;
  • включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции.

Проведенный анализ дал основания выделить Т.В. Цырлиной ряд компонентов, отражающих трактовку авторской школы в отечественной педагогической литературе:

  • наличие автора, лидера педагогического коллектива;
  • сформулированная автором концепция школы;
  • поисковый характер деятельности, осуществление эксперимента;
  • синтез мировоззренческой концепции и инновационных технологий;
  • творческий характер жизнедеятельности;
  • включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции;
  • устойчивость и стабильность результатов.

Этот список позволяет выделить черты, которые отличают авторские школы от инновационных или экспериментальных: наличие лидера-автора; устойчивость и стабильность результатов, мировоззренческая концепция (например, антропософская идея или концепция «справедливых сообществ») с инновационными технологиями.

Существенное место в деятельности такой школы занимает сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса, и как результат этого сотрудничества зарождается и поддерживается физическая и моральная безопасность школьной среды.

В зарубежной педагогике существуют категории, близкие понятию «авторская школа», из которых наиболее устоявшейся является категория «эффективная школа», имеющей несколько десятков определений. Остановимся лишь на двух наиболее известных.

В первом выделяются следующие факторы эффективности:

  • акцент на достижении значительных учебных результатов;
  • высокий уровень ожиданий;
  • единство мнений педагогов в отношении основных целей школы;
  • выработка единой общей линии поведения учащихся;
  • обеспечение четкой работы каждого класса;
  • частые поощрения и похвала;
  • распределение обязанностей и ответственности среди большинства учащихся;
  • благоприятное окружение;
  • открытая демонстрация заботы о личности каждого конкретного ученика (Rutter, 1979).

Некоторые из перечисленных факторов, отмечает Т.В. Цырлина, перекликаются с известными у нас определениями авторской школы. Это и ориентация на высокую результативность, и благоприятная среда, и приверженность педагогов общим целевым установкам школы.

Второе определение эффективной школы С.Перки и М.Смита, распространенное в американской педагогике, содержит ряд черт, которые соотносятся с определением авторской школы

Это, например, наличие директора-лидера, энергичного и обладающего видением будущего, способного подвигнуть педагогов и учащихся на выполнение стоящих перед школой задач, тесное взаимодействие и сотрудничество педагогов; активное включение родителей и представителей местной общины в процесс улучшения деятельности школы (Ригкеу, Smith, 1983).

На основе анализа отечественной и западной литературы, посвященной авторским школам, Т.В. Цырлина выявила наиболее существенные признаки авторской школы, основными из которых являются первых три:

  • субъектная роль создателя, влияние личности которого сказывается на всем укладе школы и позволяет организовать детское учреждение, существенно отличающееся от массовой практики;
  • четко разработанная и последовательно реализуемая оригинальная концепция, формирующая определенную философию и «миссию» школы;
  • специфическая культура школы, создаваемая и окрашенная ведущей системой ценностей, атмосферой сотрудничества и общинным характером взаимоотношений и творческими видами жизнедеятельности;
  • создание наиболее благоприятных условий для формирования личности ученика по заданной модели, несущей на себе отпечаток внутренней среды школы;
  • профессионально-личностные особенности педагогов, разделяющих авторскую концепцию и идентифицирующих себя с системой сложившихся в школе ценностей;
  • установка на превращение учащихся и их родителей в субъекты реализации авторской концепции;
  • стабильно устойчивые и долговременные положительные результаты деятельности.

Автором сформулировано следующее определение авторской школы.

Авторская школа – это школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты (Цырлина Т.В.).

Среди названных признаков авторской школы важнейшим является понятие «культура школы», определяя главное содержание и направленность авторской школы, ее специфику. Именно в культуре школы объективируется субъектная позиция автора, творца, лидера.

Процесс становления и развития авторских школ в реальном педагогическом пространстве связан с такими категориями, как культура и смежных с ней понятиях: этос, климат, атмосфера, «скрытый курс обучения».

Функции авторских школ:

  • яркая пропаганда гуманистических ценностей и приоритета личностно-ориентированной педагогики, реально осуществляемой в практической педагогической деятельности;
  • более высокий уровень воспитания, который определяется сотрудничеством и партнерством всех субъектов учебно-воспитательного процесса, приближающего авторские школы к школам общинного типа и делающего их «школами качества»;
  • содержательное приращение и реальное воплощение избранных доминантных ценностей в педагогическом процессе, порождение новых технологий типа «коллективного творческого дела», «проигрывания культурных эпох», «погружения в предмет» с созданием условий для рождения «эффективной школы»;
  • создание притягательного аналога, позволяющего, с одной стороны, соотносить собственную педагогическую деятельность с высоким эталоном, а с другой – содействовать самоопределению директоров и педагогов школ, работающих в режиме развития, и тем самым служить «школой-магнитом»;
  • создание условий для творческого поиска и профессионального роста учителей, развитию массового инновационного мышления.

Такая школа самим фактом своего существования опережает педагогические традиции настоящего и выводит педагогов и школы в иные временные поля, создает основания для формирования «школы будущего».

В целом гуманистические авторские школы служат подлинными защитниками детей и детства, способствуют качественному изменению обучения и воспитания, имеют позитивный творческий потенциал для дальнейшего развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)