Признаки и особенности новых школ

Феррьер (1879–1960) – швейцарский педагог, теоретик и практик «нового воспитания», преподавал в «новых школах» Германии, Франции, с 1909 г. читал лекции в Женевском университете, участвовал в создании и работе Международного бюро но воспитанию (1925 г.)

Он сформулировал тридцать признаков «новой школы», которые, с одной стороны, отражали теоретические предпосылки движения, а с другой – были основаны на изученном опыте нескольких реально действовавших (и действующих) «новых школ».

Обобщая работу «новых школ» и развивая идеи нового воспитания, Феррьер, как и многие другие представители этого направление Д. Бэдли, Г. Винекен, О. Декроли, Э. Демолен, Г. Литц, С. Редди, подвергал критике официальную школу с ее словесно-схоластическим и догматическим характером обучения, формальным отношением к детям и призывал к преобразованию ее на иных педагогических началах.

К обязательным признакам нового типа средней школы он относил следующие: она должна быть интернатом и расположена за городом; число воспитанников в группах для занятий – 10-12 человек.

Большое внимание, кроме изучения наук, должно уделяться искусству, гимнастике, играм и спорту, прогулкам и дальним экскурсиям, сельскохозяйственному и ремесленному труду; преподавание должно основываться на фактах, наблюдении мира вещей и явлений природы, опираться на интересы ребенка и возрастные особенности его развития; для воспитания инициативы и самостоятельности вводится ученическое самоуправление.

Феррьер, выделив тридцать признаков, отмечал, что «не требуется непременно, чтобы она (школа) обладала всеми тридцатью отличительными признаками…»

Полный их набор он называл программой-максимум, которой противопоставлял программу-минимум, включающую местоположение за городом; обучение, исходящее из опыта и дополняемое ручным трудом; режим автономии учащихся.

Интересно
Первые признаки описывают ту среду, в которой должно организовываться обучение в «новой школе». Идеологи «нового образования» уделяли среде существенное значение в воспитании подрастающего поколения.

От того, как организована среда, окружающая молодого человека, зависит и то, каким он вырастет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)