Принципы исследования речевой, языковой и метаязыковой сфер

Существует много свидетельств того, что на функционирование той или иной подсистемы значительное влияние оказывает общий контекст деятельности, в рамках которой программируется и реализуется высказывание. Например, речь ребенка «диалоге со взрослым по синтаксическим показателя?.! отличается от высказываний в диалогах между детьми.

Вопросно-ответный диалог и инструктивный диалог представляют собой разные формы речевой коммуникации, что влияет как на семантику, так и на структурное оформление высказываний. Все это в известной степени затрудняет выбор подходов при исследовании и оценке результатов      вычленение  параметров     каждой       подсистемы  отдельно.

В подтверждение этого можно привести много примеров. Например, оценка эффективности          функционирования фонологической и произносительной подсистем дает разные результаты при анализе различных речевых продуктов: связных высказываний, разрозненного набора слов, отдельных смогов или изолированных звуков.

Условия и содержание программирования целого высказывания оказывают влияние на фонологические выборы и моторное программирование. ‘Гак, диалог с иностранцем или с ребенком потребует более тщательного артикулирования произносимых звуков з соответствии с нормативом.

Речь в условиях дефицита времени, в ускоренном темпе, скорее всего, будет изобиловать ззуковыми элизиями, проявлениями ассимиляции. Речь в условиях тестирования обычно более правильна за счет усиления сознательного самоконтроля. Таким образом, используя однократные тестовые пробы, не следует переоценивать надежность полученных результатов.

Оценка лексико-грамматичекой системы дает разные результаты при анализе спонтанной речи в естественной коммуникативной ситуации и при использовании специально созданных экспериментальных фраз или текстов в ситуации тестирования.

Весьма большое значение имеет, изолированно тестируются отдельные подсистемы или в контексте выполнения комплексных речевых или речемыслительных задач.

Высокая степень комплексности, когда одновременно выполняется несколько операций, провоцирует ошибки в наиболее слабой из подсистем и является более жестким испытанием.

Это объясняется ограниченностью «когнитивного ресурса» в понимании 3. Н. Дружинина  или теорией «дефицита ресурсного обеспечения». Изолированное выполнение отдельных операций — значительно более легкая для ребенка задача, уменьшающая вероятность сбоев. Все эти обстоятельства целесообразно учитывать при выборе методик исследования и анализе полученных результатов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)