Психо-лингвистическое направление исследований

В     психолого-педагогических       исследованиях      недоразвитие      речи освещается с других позиций. Специалистов этого направления интересует состояние языковых процессов и их формирование у детей с недоразвитием речи в сопоставлении с языковой нормой.

С практической точки зрения подобный подход отвечает задачам, стоящим перед логопедом, способствует более дифференцированному построению коррекционной программы.

В русле данной парадигмы получено много информации о состоянии основных языковых       средств,     особенностях       фонологических,              лексических       и грамматических операций при избирательном, специфическом недоразвитии языка и речи.

Первыми серьезными попытками лингвистического анализа недоразвития речи у детей в отечественной логопедии были работы В. К. Орфинской (1962). Она предложила выделять у детей типы алалии, аналогичные формам афазии у взрослых. Дальнейшего развития данный подход не имел.

Изучение моторной алалии с психолого-лингвистических позиций наиболее завершенную форму приобрело у Е. Ф. Соботович (1985) и В. А. Ковшикова (1985). В указанных исследованиях была очерчена характеристика моторной алалии как языкового по механизму нарушения развития экспрессивной речи.

В качестве патогно-моничных ее симптомов выделены следующие: сочетание фонологических, лексических, синтаксических и морфологических нарушений, диссоциация между уровнем развития экспрессивной и импрессивной речи в пользу после-дней, наличие нерегулярных звуковых замен, диссоциация фонетических ха-рактеристик при повторении изолированных звуков и в спонтанной речи, и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)