Преподавательская деятельность выпускника аспирантуры

Педагогическая деятельность является одним из профессиональных видов деятельности выпускника аспирантуры. В большинстве стандартов педагогическая деятельность названа среди основных видов профессиональной деятельности выпускников, например, «преподавательская деятельность в области математики, механики, информатики».
«Экономика» данный вид деятельности охарактеризован более подробно.

В состав преподавательской деятельности включены: «разработка учебных курсов по областям профессиональной деятельности, в том числе на основе результатов проведенных теоретических и эмпирических исследований, включая подготовку методических материалов, учебных пособий и учебников преподавание экономических дисциплин и учебно-методическая работа по областям профессиональной деятельности; ведение научно-исследовательской работы в образовательной организации, в том числе руководство научно-исследовательской работой студентов».

Основным назначением педагогических дисциплин является освоение педагогической компетенции, в большинстве ФГОС ВО она представлена как ОПК-2 или ОПК-3: готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

Таким образом, в большинстве стандартов представлен лишь один из аспектов педагогической деятельности – преподавательский. При этом очевидно, что для его осуществления педагогу высшей школы необходима также компетентность о области методической, воспитательной, организационно-педагогической, научно-исследовательской деятельности.

В силу очевидных причина в ФГОС ВО по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» педагогические компетенции представлены более полно:

  • «способность моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;
  • способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
  • способность проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития;
  • готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования».

Согласно данным входного контроля около 50 % аспирантов являются сотрудниками образовательных организаций, штатными или совместителями, и поэтому, испытывают практическую потребность освоения названных компетенций.

Некоторые выпускники аспирантуры впоследствии становятся сотрудниками своих кафедр. Остальные, работая на предприятиях, могут организовывать и проводить дополнительное профессиональное образование его сотрудников, используя освоенные педагогические знания и умения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)