Понятия и связи трудовой функции и компетенции

Трудовые функции характеризуют профессиональную деятельность. Трудовая функция – это работа по определенной должности, включенной в штатное расписание, профессии и специальности с указанием квалификации.

Их перечень включается в профессиональный стандарт соответствующей профессии. Функции в стандарте подразделены на уровни: обобщенные трудовые функции, трудовые функции и трудовые действия.

Для исполнения трудовых функций необходимы знания, умения и навыки, которые специалист изначально приобретает в организации высшего образования. Затем уровень владения трудовыми функциями повышается непосредственно в трудовой деятельности и с использованием средств образования (в дополнительном профессиональном образовании, на тренингах, путем сопровождения наставником и др.).


Для того чтобы квалифицированно исполнять трудовые функции, будущие специалисты, бакалавры, магистры должны приобрести способность исполнять целый ряд компетенций, которые определенным образом структурированы в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО). Сегодня используются ФГОС ВО третьего поколения, преобладают ФГОС 3++ для бакалавриата и магистратуры и ФГОС 3+ для аспирантуры.

Компетенции и компетентность – понятия, которые очень неоднозначно трактуются в педагогике. С их возможными интерпретациями можно ознакомиться в работах основоположников компетентностной парадигмы в образовании.

Остановимся на определениях, данных В.В. Хуторским, (применительно к уровню общего образования): «Компетенция, с наших позиций, это социальное требование (внешняя норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. А компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией (внутреннее качество ученика)».

Таким образом, компетенция обладает признаком быть отчужденным от человека (профессионала) – это лишь перечень тех обязанностей, заданий, поручений, которые ему вменяются. Компетентность же – это внутренне свойство специалиста, обеспечивающее способность исполнять необходимые компетенции.

В ФГОС ВО 3 ++ бакалавриата, магистратуры и специалитета входят следующие группы компетенций: универсальные (одинаковые для всех специальностей и направлений подготовки), общепрофессиональные и профессиональные (разрабатываются организацией высшего образования). Такие же группы компетенций отражены в ФГОС 3+ аспирантуры.


В этом разделе ставится задача ознакомления с компетенциями, которыми овладевают обучающиеся в проектной деятельности. При этом, как ранее упоминалось, это не только собственно компетенции проектирования, но и связанные с ними, без которых разработка проекта невозможна (управления проектом, работы в команде, коммуникации). Поскольку в дисциплине осуществляется педагогическое проектирование, то для участия в проекте также необходимы педагогические компетенции.

Педагогическое проектирования в нашем случае мы понимаем не как один из видов проектирования, а как основополагающий аспекты педагогической деятельности, без которых невозможно преподавание по основным и дополнительным образовательным программам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)