Представление информации в медиа

Чтобы «читать между строк», следует анализировать технические способы представления информации в медиатекстах, используя их в качестве отправной точки интерпретации.

Интересно
Внимательное чтение текстов позволяет потребителю информации понять, как сконструированы истории и сюжеты и как работают медиамеханизмы. Полезно выбрать для анализа текста определённую точку зрения или метод. Это ключевой момент, который позволит направить внимание читателя при анализе текста.

Первая задача, которую следует выполнить в начале анализа, — разбиение на темы и способы их репрезентации в тексте.

Способы разбиения медийного текста включают в себя классификацию, количественную и качественную оценку в аспекте формы и структуры. Также полезно подумать о различных способах представления информации, в частности, метафорах.

Далее следует этап анализа. На этом этапе следует осмыслить значение наблюдений, например: Чья точка зрения является центральной в тексте? В чём состоит «мораль» истории? Как она представлена? Какая информация отсутствует?

Перечисленные выше вопросы могут стать отправной точкой для анализа любого медийного продукта или образа. При более детальном анализе важно учитывать природу конкретного типа медиа.

Новостное сообщение

Журналисты должны ориентироваться в изобилии информации и решать, как организовать её, чтобы наиболее выпукло представить самые важные вопросы и чтобы она была понятна различным представителям аудитории, в разной степени обладающим способностью к пониманию обсуждаемых вопросов. Решения, которые они должны принимать, касаются выбора историй, заслуживающих отражения в новостях, а также способов представления информации.

Повестка новостей строится следующим образом:

  1. Медиа выбирают события, которые они считают релевантными среди множества событий. Те события, которые предположительно представляют меньший интерес для аудитории, игнорируются.
  2. Время и пространство, выделенные на конкретное новостное сообщение, могут быть различными.
  3. Таким образом медиа определяют, что одни события являются более важными, чем другие, и формируют повестку новостей.
  4. Люди воспринимают последовательность приоритетов, установленную медиа, как свою собственную.

Хотя новостная журналистика стремится к объективности и использованию нейтрального языка, тексты новостей пишутся журналистами, которые выбирают излагаемую ими точку зрения и способы её преподнесения. Новостные тексты и программы создают смысл и формируют действительность.

Даже выбор темы для новостей имеет значение: один вопрос признаётся заслуживающим освещения, а другой нет.

При выборе новостей используются критерии актуальности, неожиданности, уникальности и эффект близости:

  1. Актуальность — важность новостного сообщения для настоящего момента.
  2. Неожиданность — непредсказуемость события, представленного в новостном сообщении.
  3. Уникальность — редкость, неповторимость новостного сообщения.
  4. Эффект близости — тенденция оценивать значение недавних событий выше, чем более ранних событий.

Хорошее новостное сообщение отвечает на следующие вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Почему? Как? Новостное сообщение построено так, чтобы уделить первостепенное внимание наиболее важной теме.

Анализируя новости, можно найти примеры того, как медиа создали положительный или отрицательный имидж конкретным лицам или группам людей, сделали акцент на одном аспекте, оставив в тени другой, или позволили лишь некоторым заинтересованным сторонам принять участие в открытой дискуссии.

При анализе новостей мы можем, например, оценить как преподнесены различные действующие стороны (частные лица, группы лиц, компании и т. п.). Мы можем сравнить, сколько внимания (пространства) отведено для конкретной стороны и как часто она упоминается. Или то касается качественной оценки, можно рассмотреть, как говорится о конкретных темах и людях (подбор слов, поворот камеры и т. п.).

Следует ответить на следующие вопросы:

  • Почему данный вопрос стал темой новостного сообщения?
  • С какой точки зрения он рассматривается?
  • О чём умалчивает новостное сообщение?
  • Кому выгодно освещение этого события? Чей голос услышан, а чей нет? Чья точка зрения является центральной?
  • Какие роли отведены людям?
  • Представлено ли какое-либо знание как данность?
  • Какие виды источников были использованы и как? Какие дополнительные источники можно было бы привлечь?
  • Как выбор источников повлиял на высказанную точку зрения?
  • За кем остаётся последнее слово — как заканчивается новостное сообщение?
  • Можно ли определить позицию журналиста по подбору слов?
  • Если анализируется новостное сообщение, опубликованное в печатном издании, какие аспекты акцентируют заголовок, рисунки и подписи к ним?

Также важно понимать, какие журналистские методы можно проследить в новостном сообщении: Пытается ли журналист завуалировать проблему? Как представлена ситуация: как ошибка, споры, смешная ситуация или как решение проблемы?

Реклама

Рекламу можно условно разделить на две категории: информативная реклама и реклама образа.

Информативная реклама стремится повлиять на индивидуальные модели потребления и/или мнения о конкретном продукте. Целью рекламы может быть изменение или укрепление существующего отношения или образа поведения. Реклама нацелена на немедленное воздействие, например, сообщить о том, что рекламируемый продукт поступил в продажу.

В случае рекламы образа предполагается, что эффект будет более продолжительным. Реклама такого типа стремится создать образ конкретного продукта, услуги или бизнеса. Реклама образа действует путём создания различных ролей потребителей, что делает её эффект кумулятивным и «долгоиграющим».

Рекламирование часто осуществляется в ходе кампаний, которые включают в себя несколько дополнительных элементов. Различные варианты одной и той же кампании можно видеть в Интернете, на телевидении и в печатных средствах массовой информации. Телевидение часто концентрируется на рекламе образа, в то время как реклама в Интернете и печатных медиа может содержать более подробную информацию о товаре.

В языке рекламы для образности часто используются метафоры, поскольку считается, что они направляют мышление потребителя в нужное русло. Сравнения и аллегории наделяют рекламируемый товар качествами, которыми он в реальности не обладает.

Реклама обычно апеллирует к интеллекту или эмоциям людей. Мотивами, призванными воздействовать на разум, могут быть, например, низкое содержание жира или умеренная цена. В таких рекламных объявлениях обычно приводятся числа, а также используется научная терминология.

Мотивами, воздействующими на эмоции, может быть удовольствие от вкуса шоколада или повышенная самооценка в результате приобретения новой одежды. В социальных медиа иногда трудно отделить рекламу от прочего контента. Такая реклама часто рассылается в соответствии с информацией о возрасте, поле, хобби, месте проживания, предоставленной пользователем или на основе регистрации страниц, посещённых в Интернете.

Кроме того, аудитория социальных медиа оказывает помощь рекламодателям, распространяя видео, тесты и игры, опубликованные данной компанией.

При анализе рекламы следует рассмотреть следующие вопросы:

  • Кто является целевой аудиторией рекламы? Кого она пытается убедить?
  • Какие средства использованы для достижения этой цели?
  • Какой дополнительный смысл вносят в рекламу текст и звук? Какую композицию и цвета использовал автор рекламы?
  • Какое отражение нашли в  рекламе  современные  ценности и представления?
  • Какую информацию о товаре содержит рекламное объявление? Является ли эта информация надёжной?
  • Чем рекламируемый товар отличается от аналогичных?

Музыкальные видеоклипы

Музыкальные видеоклипы выпускаются для содействия продажам дисков исполнителей: в этом смысле музыкальные видеоклипы являются своего рода рекламой артиста или бренда. Цель видеоклипа заключается в том, чтобы оказать воздействие на зрителя. В них содержатся многочисленные метафоры и стереотипы, именно на эти аспекты и следует обращать внимание при их анализе.

Темп музыкальных видеоклипов динамичен, стиль насыщен и интенсивен, что также верно и для аудиовизуальных рекламных роликов. Образность музыкальных видео фрагментарна и подчёркивает многослойный характер популярной музыки: одни визуальные элементы являются отражением ритма, другие подкрепляют определённую мелодическую линию.

Визуальное повествование музыкальных видеоклипов обычно построено на структуре песни. Как отдельные части следуют одна за другой, например, переход от стиха к хору, визуальное повествование также может видоизменяться. Танец и телодвижения являются неотъемлемым компонентом визуализации музыки. Кадры меняются в такт музыке. Кроме того, возникающие на экране события, например, взрывы, обвалы и двигающиеся автомобили, синхронизированы с музыкой.

Можно отметить следующие характерные черты музыкальных видео:

  • резкие переходы;
  • съёмка ручной камерой;
  • необычные углы съёмки (например, съёмка с точки, значительно превышающей высоту птичьего полёта);
  • вращение камеры или объекта;
  • крупные и очень крупные планы;
  • специальные эффекты в использовании цвета, монтаже, дроблении изображения;
  • ритм визуального потока следует за ритмом музыки.

При анализе музыкальных видеоклипов следует обращать внимание на следующие моменты: Почему продюсер сделал именно такой выбор? Почему в некоторых сценах камера вращается? Какую роль играют очень крупные планы? Какие метафоры или ассоциации с произведениями популярной культуры удалось выявить? Какова общая атмосфера? Проводником каких ценностей и представлений является данный видеоклип?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)