Источники информации и информационные потребности

Адекватное использование информации, полученной из медиа-источников и от других поставщиков информации, зависит от способности людей анализировать свои информационные потребности, а также искать информацию и оценивать качество информации, к которой они могут получить доступ.

Интересно
Различные поставщики информации стимулируют доступ к ней, а в некоторых случаях позволяют людям хранить их собственную информацию. Помимо средств массовой информации существуют и другие источники информации (медицинские обзоры, правительственные отчёты и устные сообщения). Информация может быть передана при помощи технологий (предвыборные дебаты по телевидению) или при личном общении (во время собраний городского совета), её можно распространять, используя в качестве посредников медиа или людей.

Существует поразительное изобилие разнообразных информационных материалов, контента и ресурсов — в частности, в Интернете, — и все они различаются по степени точности, надёжности и ценности.

Информация существует в различных формах (текст, изображение или статистические данные, электронный или бумажный формат), которые могут быть представлены в онлайновых хранилищах и порталах, виртуальных и реальных библиотеках, в коллекциях документов, базах данных, архивах, музеях и т. д. Однако качество предоставляемой такими источниками информации может варьировать от  «очень  хорошего» до «очень плохого».

Приступая к поиску информации, следует осмыслить, какая именно информация нужна.

Информационные потребности — это потребность конкретного пользователя (или группы пользователей) в информации на определённую тему.

Прежде чем оценивать источники информации, важно определить для себя цель получения информации. Этот процесс поможет выявить надёжные информационные источники. Можно попробовать найти ответ на следующие вопросы: Какой источник будет наиболее надёжным для получения информации в данном конкретном случае? Какие источники с наибольшей вероятностью окажутся справедливыми, объективными, лишёнными скрытых мотивов и прошедшими контроль качества?

Источники информации можно разделить на три категории:

  1. Первичные источники — это оригинальные источники, не предполагающие интерпретации информации. Это исследовательские отчёты, прайс-листы, тексты речей, электронные послания, оригинальные произведения искусства, рукописи, фотографии, дневники, личные письма, устные истории/интервью или дипломатические документы. Во многих сферах и контекстах всегда рекомендуется использовать по возможности первичные источники.
  2. Вторичные источники предоставляют поставщики информации; в этом случае информация подвергается интерпретации, анализу или обобщению (например, научные книги, журналы, критический анализ или интерпретация данных). Несмотря на то, что рекомендуется использовать первичные источники, в них необязательно содержится более авторитетная или объективная информация, чем во вторичных источниках. Субъективную оценку и другие формы предвзятого изложения информации можно скорректировать, используя рецензированные вторичные источники. Определение вторичного источника может варьировать, в зависимости от дисциплины или контекста.
  3. Третичные источники — это компиляции, указатели и другие организованные источники (например, рефераты, библиографии, пособия, энциклопедии, указатели, хронологические таблицы, базы данных и т. п.), которые содержат дистиллированную информацию из первичных и вторичных источников.

Опытный пользователь выбирает несколько различных типов источников и использует их в соответствии со своими запросами. Сравнение этих трёх категорий представлено по материалам библиотеки Университета штата Мэриленд.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)