Концептуальные рамки анализа медиаконтента

Онлайновые тексты

До публикации в Интернете тексты часто не проверяются на предмет достоверности. Контент, создаваемый пользователями, может содержать фрагментарную, необъективную или неточную информацию. Форумы и блоги могут оказать неоценимую помощь, но могут также способствовать установлению контактов с нежелательными советчиками, рекомендации которых могут оказаться вредоносными. Пользователи Интернета должны знать об опасности, которую таит в себе простодушная вера во всё, что они могут прочитать в Интернете.

Интересно
Существует множество сайтов, содержание которых побуждает пользователей наносить ущерб самим себе (например, сайты, пропагандирующие самоубийство, анорексию или сектантство). По мере того как упрощается процесс размещения материалов в Интернете, возрастает риск подвергнуться воздействию вредоносного контента. Дети и молодёжь не в состоянии реалистично оценить риски, которые влекут за собой инструкции, опубликованные на таких сайтах.

Проблемы анализа информации, доступной в сети, являются оборотной стороной прогрессирующей простоты и доступности публикации в Интернете. На практике это означает, что, например, веб-сайт школьника, являющегося фанатом знаменитости, можно по ошибке принять за официальную страницу кинозвезды. Кроме того, рекламу подчас трудно отличить от подлинной информации.

Иногда в Интернете размещаются самые свежие факты, но всегда следует проверять, согласуются ли они с информацией других источников.

Информация, представленная в личном блоге, может существенно отличаться от информации, размещённой на веб-сайте местного сообщества или газеты. Если автор является признанным экспертом, пишущим о своей области знаний, информацию можно считать надёжной. В личных блогах некоторые точки зрения могут быть чрезмерно и преднамеренно акцентированы.

Профессиональный автор стремится, чтобы его тексты были нейтральны, поэтому важно знать, кто является автором текста. Хотя текст может быть подготовлен экспертом, всегда следует обратиться и к другим источникам и проверить, насколько согласуется их содержание.

Если веб-сайт тщательно разработан и удобен для пользователя, материалы излагаются грамотным языком, скорее всего, его создатели серьёзно относятся к своей работе. И наоборот, если сайт беспорядочен, язык небрежен, а факты сбивают с толку, содержанию такого сайта доверять не следует.

Веб-сайты коммерческих компаний создаются с целью повышения продаж. Некоторые из них занимаются только рекламой, но есть и такие, которые содержат полезную информацию.

Однако поскольку речь идёт о коммерции, в данном случае даже факты являются частью маркетинговой кампании. Не следует полагаться на слова специалистов по маркетингу, нужно искать объективную информацию, например, мнения клиентов.

Далее приведены советы по определению надёжности веб-сайта:

Издатель:

  • Кто распространяет информацию? Известен ли автор, например, в качестве эксперта в своей области?
  • Для чего был создан веб-сайт?
  • Существуют ли другие медиапродукты, разработанные этим производителем?

Качество информации:

  • Легко ли отделить мнения, рекламу и прочее от фактов?
  • Получил ли материал оценку (издателя, журналиста, эксперта или издательства)? Есть ли ссылки на эти материалы в других источниках? Если другие источники в Интернете, ссылающиеся на этот ресурс? (Обычно это является свидетельством всеобщего одобрения.)
  • Обоснованы ли представленные на сайте точки зрения?
  • Не создаётся ли впечатления, что предпочтение отдано одной точке зрения?
  • Подкреплены ли факты упоминанием источников, из которых они получены? Насколько актуальны факты и источники?
  • Что можно сказать о правильности языка и дизайне веб-сайта?
  • Когда страница обновлялась в последний раз — является ли информация по-прежнему достоверной? Указана ли дата публикации?
  • Является ли информация достаточно подробной или это только основы, более научной или популярной?

Подтверждаемость информации:

  • Удалось ли найти аналогичную информацию в нескольких независимых источниках?
  • Почему нужно верить этой информации?

Кино и телевидение

При анализе динамических изображений следует многократно просматривать материалы и уделять внимание различным аспектам аудиовизуальной коммуникации: работа оператора, звук и монтаж.

Кинофильмы и телевизионные передачи состоят из кадров, непрерывной последовательности кинокадров. Кадры группируются в сцены, которые составляют историю. Монтаж — это процесс выбора последовательности звуков и изображений для создания сюжетно-тематической картины.

Эстетический анализ фокусируется на персонажах, сюжете, окружении, а также визуальном и акустическом впечатлении.

Для такого анализа используют следующие вопросы:

  • Как камера, освещение, декорации и музыка усиливают впечатление, которое производит главный герой?
  • В каких отношениях состоят главные герои?
  • Каковы основные поворотные моменты сюжета и как они сконструированы?
  • Как физическое окружение усиливает умственное восприятие — или они находятся в диссонансе?
  • Как используются звуковые эффекты?

Социальный анализ направлен на изучение связи фильма/передачи с определённым жанром, современными или историческими событиями и использует субъективные коннотации.

Анализ может быть построен на следующих вопросах: Является ли фильм/передача типичным произведением определённого жанра (комедии, трагедии, драмы, научной фантастики и прочего) или наблюдается смещение жанров? Содержат ли они упоминание политических вопросов? Какие ценности и убеждения пропагандирует фильм/передача? Являются ли персонажи типичными представителями определённых типов, групп или классов?

Для анализа повествовательного содержания фильма или передачи мы концентрируем внимание на развитии главных героев, их окружении и символах. Рекомендуется использовать следующие вопросы: Как на протяжении фильма развиваются характеры главных героев? Как изменяются их отношения с другими персонажами? Как изменяется окружение главных героев по мере развития сюжета? Какие метафоры и «иллюстрированные размышления» можно отметить в фильме?

Реальное телевидение

Жанр реального телевидения, предусматривающий съёмки ситуаций реальной жизни в условиях, приближённых к реальности, и отсутствие сценария, стал популярен в XXI в. Реалити-шоу могут быть документальными; их темой может быть, например, жизнь знаменитой личности. Передачи могут быть основаны на дискуссии, соревновании, поиске спутника жизни или работы; это могут быть комедийные съёмки скрытой камерой. Большинство реалити-шоу имеют международный формат.

Реальное телевидение можно оценить, например, по чувству реальности, которое они обеспечивают:

  • Как поставлены сцены?
  • Как произведён отбор исполнителей?
  • Как «реальность» шоу трансформирована при помощи постановки, монтажа, съёмки, музыки, звуковых эффектов и т. д.?
  • Насколько реальны события?
  • Были ли реплики исполнителей написаны заранее?

«Реальность» в реальном телевидении основана на использовании «обычных людей» вместо актёров. Складывается впечатление, что такие шоу создаются без сценария или специальных декораций, хотя на самом деле большая часть действия может быть разыграна по сценарию. Основой для многих реалити-шоу становятся многочасовые съёмки, из которых лишь небольшие фрагменты попадают на экран телезрителя. Огромная популярность реалити-шоу в некоторой степени определяется тем, что зрителю более понятны эмоции «реальных людей», чем вымышленных персонажей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)