Информационная грамотность

Информационная грамотность — это набор компетенций с этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде или для саморазвития.

Информационно грамотный человек знает, когда следует прекратить поиск информации. Невозможно собрать все доступные данные. Информационная грамотность позволяет установить момент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, после достижения которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть ещё множество других источников.

Информационная грамотность предполагает следующие навыки:

  • Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?
  • Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?
  • Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?
  • Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надёжна данная информация?
  • Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
  • Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?
  • Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?

Формы и способы выражения информации постоянно развиваются, следовательно, навыки информационной грамотности также должны непрерывно совершенствоваться. Отдельный человек едва ли в состоянии приобрести все существующие навыки информационной грамотности, но каждый в ответе за непрерывное обновление своих навыков. Чем активнее мы применяем наши навыки в области информационной грамотности, тем глубже становится наше понимание информации.

Интересно
Процесс обучения информационной грамотности сегодня обычно имеет спонтанный, неформальный и несистематический характер. Как правило, медийная и информационная грамотность формируется без формального образовательного посредника. Это означает, что обучение осуществляется без специального учебного плана, практическим, индуктивным способом, без посторонней помощи, на собственных ошибках, на основе советов ровесников или подражания их поведению. Крайне редко эту информацию получают из учебников или пособий.

Важность включения информационной грамотности в образовательную программу на систематической основе является несомненной. Есть несколько способов решения этой задачи.

Исследования показали, что наиболее типичными являются три следующих модели или их комбинации:

  • вуз включает в программу конкретные предметы, связанные с информационной грамотностью, соответственно, формируются специальные программы и дисциплины;
  • вуз выбирает стратегию наложения учебных планов, полагая, что обучение способности критического отбора информации из медиа и формирование навыков создания и обмена информацией при помощи информационно-коммуникационных технологий должны стать частью преподавания во всех дисциплинах, причём учить этому надо как студентов, так и преподавателей;
  • вуз принимает решение об интеграции медиаобразования практическим, неформальным путём в дополнение к конкретным предметам, или вместо них, или их перекрёстное использование.

В основе всех трёх моделей лежит мысль о том, что информационная грамотность является базовым навыком, то есть опорным для всех остальных и, следовательно, её не надо выделять в отдельный предмет ни как навык, ни как коллективную практику.

Правильнее рассматривать её как систематическую интеграцию всего перечисленного и включать в неё систему ценностей, способность критического восприятия и использования творческого подхода. Она вооружает информированную независимую личность средствами для активного участия в постоянно развивающейся общественной сфере.

Преподавание информационной грамотности можно осуществлять на трёх уровнях:

Элементарный уровень:

  • в аудитории используются преимущественно печатные материалы (комиксы, иллюстрации, книги);
  • у студентов нет компьютеров;
  • преподаватель устно излагает материал и использует составление историй как инструмент работы в аудитории;
  • периодически используются простые презентации;
  • опыт работы с медиаинструментами самый элементарный: учащиеся способны включать и выключать компьютеры, запускать программы, но им пока не разрешают работать с ними;
  • доступ студентов к библиотечным услугам ограничен.

Базовый уровень:

  • в аудитории используются электронные и печатные материалы;
  • у студентов есть возможность часто работать с компьютерами;
  • преподаватель поощряет студентов к активным действиям с информацией: писать и слушать тексты, создавать иллюстрации, записывать звук, фотографировать и т. д.;
  • студенты имеют доступ к библиотечным услугам;
  • основной упор делается на преимущества и ответственное применение информации.

Продвинутый уровень:

  • в аудитории доступны и применяются разнообразные источники информации;
  • студенты могут использовать компьютеры ежедневно;
  • студенты регулярно применяют различные информационные технологии;
  • в аудиториях демонстрируются сложные презентации;
  • библиотечные услуги доступны студентам каждый день.

Люди, обладающие навыками информационной грамотности, могут: понимать влияние медиа и формы представления информации в них; принимать информированные и независимые решения; получать новую информацию об окружающем мире; формировать чувство общности; поддерживать публичный дискурс; продолжать обучение на протяжении всей жизни; создавать информацию; мыслить критически; использовать медиа для самовыражения и творчества; использовать медиа с соблюдением соображений безопасности и ответственности; участвовать в жизни демократического общества и глобальной информационной сети.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)