Информационная грамотность
Информационно грамотный человек знает, когда следует прекратить поиск информации. Невозможно собрать все доступные данные. Информационная грамотность позволяет установить момент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, после достижения которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть ещё множество других источников.
Информационная грамотность предполагает следующие навыки:
- Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?
- Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?
- Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?
- Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надёжна данная информация?
- Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
- Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?
- Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?
Формы и способы выражения информации постоянно развиваются, следовательно, навыки информационной грамотности также должны непрерывно совершенствоваться. Отдельный человек едва ли в состоянии приобрести все существующие навыки информационной грамотности, но каждый в ответе за непрерывное обновление своих навыков. Чем активнее мы применяем наши навыки в области информационной грамотности, тем глубже становится наше понимание информации.
Важность включения информационной грамотности в образовательную программу на систематической основе является несомненной. Есть несколько способов решения этой задачи.
Исследования показали, что наиболее типичными являются три следующих модели или их комбинации:
- вуз включает в программу конкретные предметы, связанные с информационной грамотностью, соответственно, формируются специальные программы и дисциплины;
- вуз выбирает стратегию наложения учебных планов, полагая, что обучение способности критического отбора информации из медиа и формирование навыков создания и обмена информацией при помощи информационно-коммуникационных технологий должны стать частью преподавания во всех дисциплинах, причём учить этому надо как студентов, так и преподавателей;
- вуз принимает решение об интеграции медиаобразования практическим, неформальным путём в дополнение к конкретным предметам, или вместо них, или их перекрёстное использование.
В основе всех трёх моделей лежит мысль о том, что информационная грамотность является базовым навыком, то есть опорным для всех остальных и, следовательно, её не надо выделять в отдельный предмет ни как навык, ни как коллективную практику.
Правильнее рассматривать её как систематическую интеграцию всего перечисленного и включать в неё систему ценностей, способность критического восприятия и использования творческого подхода. Она вооружает информированную независимую личность средствами для активного участия в постоянно развивающейся общественной сфере.
Преподавание информационной грамотности можно осуществлять на трёх уровнях:
Элементарный уровень:
- в аудитории используются преимущественно печатные материалы (комиксы, иллюстрации, книги);
- у студентов нет компьютеров;
- преподаватель устно излагает материал и использует составление историй как инструмент работы в аудитории;
- периодически используются простые презентации;
- опыт работы с медиаинструментами самый элементарный: учащиеся способны включать и выключать компьютеры, запускать программы, но им пока не разрешают работать с ними;
- доступ студентов к библиотечным услугам ограничен.
Базовый уровень:
- в аудитории используются электронные и печатные материалы;
- у студентов есть возможность часто работать с компьютерами;
- преподаватель поощряет студентов к активным действиям с информацией: писать и слушать тексты, создавать иллюстрации, записывать звук, фотографировать и т. д.;
- студенты имеют доступ к библиотечным услугам;
- основной упор делается на преимущества и ответственное применение информации.
Продвинутый уровень:
- в аудитории доступны и применяются разнообразные источники информации;
- студенты могут использовать компьютеры ежедневно;
- студенты регулярно применяют различные информационные технологии;
- в аудиториях демонстрируются сложные презентации;
- библиотечные услуги доступны студентам каждый день.
Люди, обладающие навыками информационной грамотности, могут: понимать влияние медиа и формы представления информации в них; принимать информированные и независимые решения; получать новую информацию об окружающем мире; формировать чувство общности; поддерживать публичный дискурс; продолжать обучение на протяжении всей жизни; создавать информацию; мыслить критически; использовать медиа для самовыражения и творчества; использовать медиа с соблюдением соображений безопасности и ответственности; участвовать в жизни демократического общества и глобальной информационной сети.
- Концептуальные рамки анализа медиаконтента
- Представление информации в медиа
- Образование в сфере медийной грамотности
- Источники информации и информационные потребности
- Информация как товар
- Схема библиографической записи документа для списка литературы
- Оформление библиографических ссылок
- Информационное свертывание и развертывание
- Информационные ресурсы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу