Информация как товар

Информация как товар имеет свою специфику, отличающую её от других товаров. Информация является одновременно и предметом, и средством труда, что объединяет её с таким фактором производства как земля. Однако она отличается от последней тем, что не обладает природными качествами.

Информация как предмет труда — это первичные исходные данные, сведения  в  конкретной  сфере  деятельности  и  смежных с нею областях.

Информация как средство труда — это совокупность знаний, данных и приёмов, при помощи которых исходная информация (предмет труда) может быть наиболее эффективным образом обработана в целях получения запланированного результата. Информация как средство труда должна иметь форму, удобную и понятную специалисту в данной сфере деятельности.

Информация как предмет труда: бухгалтерская отчётность, заполненные анкеты покупателей.

Информация как средство труда: метод Монте-Карло, метод статистической группировки.

Информация принимает и форму продукта труда, и форму услуги. Это обусловлено расширенной трактовкой информационного сектора общественного производства, который структурно включает в себя широкий спектр отраслей, связанных с производством, распределением, хранением, обработкой и конечным использованием информации, а также отраслей, производящих для всех вышеперечисленных средства производства.

Информационный продукт представляет собой информацию, собранную, преобразованную и представленную в виде, удобном для пользователя, являющуюся продуктом труда в индустрии информации и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара.

Информационная  услуга  —  это  получение  и  предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Информация как продукт: научная статья, монография, аналитический прогноз.

Информация как услуга: техническое обслуживание, сопровождение программного обеспечения.

Товарную форму и стоимостную оценку имеет лишь небольшая часть информации, циркулирующей в обществе.

Как правило, выделяют следующие виды информации, принимающие товарную форму:

  • информация, полученная из открытой рыночной информации путём её отбора и обработки;
  • информация, оформленная и  защищённая  путём  патентов и авторских свидетельств, предлагаемая на свободную рыночную продажу её собственником или уполномоченным им органом;
  • закрытая внутренняя информация, имеющая конфиденциальный характер, не подлежащая распространению, предлагаемая на продажу в результате хищения.

Информация, имеющая товарную форму: сравнительный анализ рынков недвижимости, патент на технологию быстрого строительства многоэтажных домов.

Информация, не имеющая товарной формы: статья в Википедии.

Информация (и продукт, и услуга) является объектом персонифицированной собственности, информация как услуга не отчуждается от собственника в актах купли-продажи, что отличает её от знания, которое не имеет персонифицированного собственника.

Информация обладает относительной ценностью. Информация ради информации ценности не имеет. Ценность определяется относительно какой-либо цели, для достижения которой совершается сбор и обработка информации.

Интересно
Информация обладает ценностью не только для отдельного потребителя, но и свойством всеобщей полезности с точки зрения развития человеческого общества в целом. Из мира товаров можно выделить только деньги, обладающие этим же свойством всеобщности, но у них понятие всеобщности связано с эквивалентностью в обмене.

Информация же таким свойством обладает в сфере потребления, а отсюда вытекает следующее: информация обладает свойством многократного использования. В отличие от других факторов производства, которые также могут использоваться многократно (например, земля), информация не теряет своих потребительских свойств.

Больше того, если производительное использование энергии, сырья, материалов, топлива ведёт к их физическому потреблению (расходованию) и увеличению энтропии в природе, то использование целесообразной информации даёт совершенно противоположный эффект, способствует умножению и накоплению научных знаний, повышению степени организованности окружающей среды и общественных систем, уменьшению энтропии.

В силу этого информация дополнительно обладает воспроизводственными особенностями:

  • в производстве продукции, услуги — защищена от копирования и выступает в различных формах интеллектуальной собственности;
  • в распределении продукции — не защищена и легко может быть скопирована;
  • в обмене — информация сама имеет товарную форму, ценность которой определяется не столько затратами, сколько предпочтениями;
  • в потреблении продуктов и услуг является товаром-спутником, а в её собственном потреблении зависит от способности пользователя распорядиться информацией с максимальным эффектом. Поскольку информация является важнейшим фактором производства, соответственно, она переносит свою стоимость на стоимость создаваемого товара (услуги), то есть имеет в своей структуре определённый вес.

Информация, как один из составных элементов структуры стоимости самой информации, измеряется теми же факторами — трудовыми затратами человека и информацией, а в итоге их денежным выражением.

Интересно
В соответствии с международными стандартами по информационной безопасности ISO 2700, ISO 17799 стоимость информации определяет его собственник. Информация это не материальный объект, который можно объективно измерить, это скорее свойство материи. Она, в отличие от данных, зависит не от носителя, а от способа обработки информации и всегда хранится в закодированном виде.

Де-юре стоимость информации не определена ни в одном российском законе. Стоимость государственной информации определяется косвенным путём присвоением грифа секретности для информации разного уровня. По степени секретности можно догадаться о её стоимости.

В случае свободного рынка истинная цена информации — та, за которую её рынок покупает. Однако часто необходимо оценить такую информацию, которая не предназначена для открытого рынка, — например, внутреннюю информацию организации, необходимую для принятия того или иного решения.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)