Предмет образовательного права

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует, на что воздействует та или иная отрасль права.

Образовательное право как отрасль права регулирует определенный вид общественных отношений – отношения, возникающие в сфере образования.

Следует отметить, что не все из них подвержены воздействию норм права (этические требования к профессиональной деятельности педагога, меры педагогического воздействия на обучающегося, уважение, доверие, авторитет педагога). Многие связи в образовательной среденаходятся под интенсивным воздействием нравственных установлений и регламентируются нормами морали. В.М. Сырых в работе «Введение в теорию образовательного права»

Выделяет две группы общественных отношений, входящих в предмет образовательного права, а именно:

  1. образовательные отношения;
  2. отношения, призванные создавать условия для реального действия образовательных отношений, обеспечивать надлежащее исполнение обучающимися, педагогическими работниками и их образовательными учреждениями своих обязанностей.

Такие отношения носят служебный, обеспечительный характер и, в свою очередь, подразделяются на три вида:

  1.  предшествующие образовательным;
  2. существующие одновременно с ними;
  3. вытекающие из образовательных отношений

Руководствуясь данной классификацией, следует дать характеристику каждому из видов общественных отношений в сфере образования. В первую группу входят собственно образовательные отношения, возникающие между образовательной организацией, педагогическими работниками, обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в рамках педагогического процесса, направленные на обучение и воспитание обучающегося.

Особенностями этих отношений являются:

  1. отношения складываются в рамках образовательного процесса;
  2. личное участие в них обучающегося и педагога;
  3. отсутствие у педагога и обучающегося права осуществлять персональный выбор другого участника этих отношений;
  4.  возраст, с которого дети могут вступать в образовательные отношения в качестве субъектов образовательного права. В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет;
  5. возможность получения образования в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности;
  6. всеобщность, определяемая как возможность получения образования каждым человеком вне зависимости от его умственных способностей, в соответствии с его потребностями, способностями и интересами;
  7. длящийся характер, так как отношения существуют в течение, как правило, длительного периода времени, ограниченного рамками
    четверти, семестра, учебного года;
  8. многофункциональность, так как они направлены на обучение и воспитание обучающегося;
  9. имеют динамичную структуру, оперативно реагирующую на различные изменения, происходящие в обществе (инновационные технологии, экспериментальные площадки и т.д.);
  10. обладают определенной устойчивостью, консервативностью в отношении системы знаний, передаваемых в процессе обучения;
  11. образовательные отношения носят массовый характер. Это обусловлено, к примеру, наличием конституционного права детей на получение основного общего образования и обязанности родителей обеспечить им такую возможность.

Таким образом, участником образовательных отношений может стать каждый человек: вначале как обучающийся в процессе получения общего и основного профессионального образования, позже как обучающийся в момент освоения программ дополнительного профессионального образования в период трудовой деятельности, а также как родитель (законный представитель) несовершеннолетнего обучающегося.

Вторую группу составляют отношения, призванные создавать условия для реального действия образовательных отношений. К ним
относятся следующие.

1) Отношения, предшествующие образовательным отношениям:

  • отношения по созданию образовательных организаций;
  • отношения, связанные с лицензированием образовательной деятельности.

2) Отношения, сопутствующие образовательным отношениям:

  • особенности правового статуса учредителя образовательной организации;
  • правовой статус образовательной организации как юридического лица;
  • социальная защита обучающихся;
  • порядок привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности;
  • особенности правового статуса педагогических работников, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • отношения в сфере дополнительного образования;
  • особенности получения образования отдельными категориями обучающихся;
  • отношения в сфере управления системой образования;
  • экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования;
  • международное сотрудничество в сфере образования.

3) Отношения, вытекающие из образовательных отношений:

  • отношения в сфере профессионального обучения по программам повышения квалификации рабочих и служащих.

Таким образом, предмет образовательного права сложно структурирован, многофункционален и представляет собой совокупность образовательных отношений и общественных отношений в сфере образования, возникающих в связи с реализацией права на образование.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)