Правовые основы управления системой образования в РФ

В понятии «правовое регулирование» отражается целенаправленная, организованная, осуществляемая уполномоченными на то государственными и негосударственными органами, должностными лицами деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов. Предметом правового регулирования выступает система образования в целом и отдельные ее элементы.

Конституция РФ в ч. 3 ст. 11 устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Конституцией РФ установлены общие правила разграничения полномочий:

  • статья 71 устанавливает перечень вопросов, которые относятся к исключительной компетенции Российской Федерации;
  • статья 72 устанавливает перечень вопросов, которые относятся к совместной компетенции Российской Федерации и субъекта
    Российской Федерации. По данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
    нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия между федеральным законом и актом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон;

  • статья 73 наделяет субъекты Российской Федерации всей полнотой государственной власти по вопросам, не отнесенным к полномочиям Российской Федерации и (или) совместным полномочиям Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
  • федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы
    и назначать соответствующих должностных лиц;
  • федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    могут передавать им осуществление части своих полномочий;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти
    могут передавать им осуществление части своих полномочий;
  • местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
  • органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Таким образом, нормативное правовое регулирование системы образования в Российской Федерации имеет многоуровневый характер. В соответствии с положениями Конституции РФ вопросы образования и воспитания находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает принятие документов по вопросам образования на разных уровнях власти.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования, включающим как общие положения, так и положения, регулирующие отношения по отдельным видам и уровням образования. Говоря о правовом регулировании отношений в сфере образования, нужно отметить, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В частности, ч. 1 и ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, предусматривают, что государства–участники, признавая право ребенка на образование, вводят бесплатное и обязательное начальное образование, обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств,обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей.

Интересно
Принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу, а также меры для обеспечения того,чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Российской Федерацией заключены многочисленные международные договоры двустороннего характера правительственного уровня, касающиеся вопросов образования (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 20.09.1993, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования от 10.02.1998, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры от 15.02.1994 и др.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)