Правовые основы управления системой образования в РФ
В понятии «правовое регулирование» отражается целенаправленная, организованная, осуществляемая уполномоченными на то государственными и негосударственными органами, должностными лицами деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов. Предметом правового регулирования выступает система образования в целом и отдельные ее элементы.
Конституция РФ в ч. 3 ст. 11 устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Конституцией РФ установлены общие правила разграничения полномочий:
- статья 71 устанавливает перечень вопросов, которые относятся к исключительной компетенции Российской Федерации;
- статья 72 устанавливает перечень вопросов, которые относятся к совместной компетенции Российской Федерации и субъекта
Российской Федерации. По данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и актом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон;
- статья 73 наделяет субъекты Российской Федерации всей полнотой государственной власти по вопросам, не отнесенным к полномочиям Российской Федерации и (или) совместным полномочиям Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
- федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы
и назначать соответствующих должностных лиц; - федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
могут передавать им осуществление части своих полномочий; - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти
могут передавать им осуществление части своих полномочий; - местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
- органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Таким образом, нормативное правовое регулирование системы образования в Российской Федерации имеет многоуровневый характер. В соответствии с положениями Конституции РФ вопросы образования и воспитания находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает принятие документов по вопросам образования на разных уровнях власти.
В частности, ч. 1 и ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, предусматривают, что государства–участники, признавая право ребенка на образование, вводят бесплатное и обязательное начальное образование, обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств,обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей.
Российской Федерацией заключены многочисленные международные договоры двустороннего характера правительственного уровня, касающиеся вопросов образования (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 20.09.1993, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования от 10.02.1998, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры от 15.02.1994 и др.).
- Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
- Международное сотрудничество в сфере образования
- Профессиональное обучение
- Правовое регулирование отношений в сфере общего образования
- Правовое положение работников организаций
- Юридическая ответственность обучающихся
- Участие родителей обучающихся в образовательном процессе
- Гражданско правовая ответственность образовательной организации
- Юридическая ответственность образовательной организации и иных участников образовательных отношений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу