Правовые основы государственной службы РФ

Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с посл. изм. от 21.07.2014) – главный закон страны, который, в том числе закрепляет исходные для государственной службы основы:

  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (п.2 ст.4);
  • единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации (ст.72);
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст.18);
  • разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст.10);
  • равный доступ граждан к государственной службе (ст.32).

Конституция РФ устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении РФ (ст.71). Конституция РФ в прямой форме не затрагивает вопрос о государственной службе субъектов РФ, но, относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную государственную службу, тем самым определяет, что государственная служба субъектов РФ находится в их ведении.

Базовым законом для всей государственной службы является ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2016). Данный закон определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, уровни и виды государственной службы, основные принципы ее построения и функционирования, в том числе взаимосвязь государственной и муниципальной службы.

Ст.3 ФЗ №58 закрепляет основные принципы государственной службы:

  • федерализм – данный принцип обеспечивает единство системы государственной службы и разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ (ст. 71, ст.72 Конституции РФ);
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции РФ, данный принцип означает отсутствие ограничений при приеме на государственную службу в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения и т.д.;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной и муниципальной службы предполагает единство основных квалификационных требований для замещения должностей государственной службы и муниципальной службы, требования к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

К правовым источникам государственной службы также относятся иные нормативно-правовые акты РФ, отдельные международно-правовые акты, содержащие нормы, регламентирующие соответствующие государственно-служебные отношения.

Субъекты РФ вправе иметь свое законодательство о гражданской службе. Законами субъектов РФ утверждаются должности гражданской службы и утверждаются их реестры, устанавливается порядок присвоения классных чинов гражданской службы субъекта РФ, регламентируются квалификационные требования к должностям гражданской службы и другие вопросы.

Источники правового регулирования государственной службы в РФ представлены на рис. 1.

Рис. 1. Правовые основы государственной службы в РФ

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)