Административные регламенты и стандарты

Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Создание административных регламентов и стандартов качества деятельности органов исполнительной власти направлено на:

  1. Совершенствование организации административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти, обеспечивающей эффективность их деятельности. Качество этих процессов можно существенно улучшить путём их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.
  2. Упорядочение и конкретизацию обязательств органов исполнительной власти перед обществом. Стандарты качества государственных и муниципальных услуг позволяют упорядочить и конкретизировать обязательства органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации перед гражданами
  3. Совершенствование процессов контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти. Внедрение процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти должно быть обоснованным и опираться на перечень конкретных стандартов и регламентов.

Административные регламенты и стандарты качества предоставляемых услуг, достаточно полно отражены в Федеральном законе от 27.07.2010 №210-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Административные регламенты государственных и муниципальных услуг, включают в себя порядок и стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг.

Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, государственные корпорации, являющиеся разработчиками административных регламентов, в обязательном порядке, размещают проекты административных регламентов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для их общественного обсуждения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Аналогичную процедуру проходят проекты административных регламентов, разработчиком которых являются органы местного самоуправления, размещая их на официальном сайте данного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что закреплено Федеральным законом от 29.12.2017 №479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“ в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления».

Проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

Предметом экспертизы проектов административных регламентов, является оценка соответствия проектов административных регламентов требованиям, предъявляемым к ним Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проектах административных регламентов.

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает перечень основных положений, представленных на рис. 1.

Рис. 1. Стандарт предоставления государственных или муниципальных услуг

Как видно из рис. 1, в стандартах качества услуг, предусмотренных законом, отражены практически все аспекты предоставления услуг, но, к сожалению, наличие хорошо продуманного закона не гарантирует абсолютное его соблюдение, что может быть вызвано широким спектром причин.

Среди наиболее важных проблем, с которыми граждане и организации сталкиваются, обращаясь за государственными и муниципальными услугами следует отметить:

  • низкий уровень профессионализма служащих, осуществляющих непосредственное взаимодействие с потребителями услуг;
  • необходимость представления большого числа документов и совершения большого числа промежуточных действий;
  • трудности доступа к государственной (муниципальной) услуге, вызванные ограничениями времени, места и другими обстоятельствами её предоставления;
  • низкий уровень владения информационно-телекоммуникационными технологиями достаточно значимой части возрастного населения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)