Правовое регулирование вынужденной миграции в РФ

На протяжении практически всей истории человечества его жизнь связана с явлениями, которые в один момент делают невозможным дальнейшее существование людей на привычной для них территории. К таким явлениям обычно относятся стихийные бедствия. Однако, большая часть таких событий провоцируема самими людьми.

Среди них – войны, межнациональные и религиозные конфликты и т.д. В этой связи, во все моменты существования государств были люди, вынужденные покидать родной дом и нуждающиеся в убежище.

С древнейших времен существовал обычай давать приют нуждающимся переселенцам. Еще Платон говорил, что «чужеземец, оторванный от своих соотечественников и родных, должен быть более любим людьми и богами. Посему должно принять всякую предосторожность, чтобы не причинять чужеземцам никакого зла».

Прошедшие с тех времен, за более чем двадцати вековую историю, события научили человечество если не минимизировать факторы, порождающие вынужденную миграцию, то хотя бы придавать ей управляемый характер.

Большинство государств регулярно сталкивается с проявлениями вынужденной миграции.

Внутренние конфликты в странах восточного региона, деятельность на их территории террористических и экстремистских организаций порождают неуправляемые волны незаконной миграции на территорию Европы. Социально-экономические процессы, протекающие в части стран Южной Америки провоцируют аналогичные процессы на территории северных соседних стран.

Непростой с точки зрения вынужденной миграции период, начиная с конца 20-го века, переживает и Российская Федерация. С распадом Советского Союза на территорию России хлынули потоки беженцев и вынужденных переселенцев.

Интересно
Будучи в течение длительного времени свободной от влияния внешней миграции и строго управляя внутренними миграционными потоками, Российская Федерация оказалась просто не готовой эффективно решать проблемы вынужденной миграции. Вместе с тем, руководствуясь принципами национального единства, национальной духовности, гуманизации общества, она взяла на себя ответственность за решение правовых, материальных и финансовых проблем вынужденных мигрантов.

Впервые в государстве в один день – 19 февраля 1993 г. Президент Российской Федерации подписал два закона, принятые Съездом народных депутатов и посвященных данной проблематике: «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах». Следует упомянуть, что названные нормативные правовые акты были несовершенны и впоследствии претерпели существенные изменения.

По-прежнему к негативным факторам, связанным с вынужденной миграцией следует относить следующие:

  • расселение вынужденных мигрантов зачастую вступает в противоречие с интересами социально-экономической политики регионов и государства в целом;
  • объемы требующейся помощи в ряде случаев значительно превосходят социально-экономические возможности региона и самого государства;
  • распределение социальных благ приводит к столкновению интересов коренного населения и вынужденных мигрантов;
  • усугубляются проблемы, связанные с противодействием нелегальной миграции, и сопровождающей ее экстремистской и террористической деятельности и т.д.

Особо тяжелые последствия для государства наступают в результате массовой вынужденной миграции. Именно такие случаи и вынудили международную общественность объединить усилия в решении порождающих ее проблем и устранении негативных последствий.

Эта деятельность активно ведется Организацией Объединенных Наций и, работающими под ее эгидой, Агентством ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Международной организацией по миграции (МОМ).

Их совместная деятельность привела к созданию довольно обширной нормативной базы в области регулирования вынужденной миграции.

Сегодня общепризнанными нормами в области международного гуманитарного права являются следующие:

  1. Конвенция о статусе беженцев (принята 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генерально.
  2. Ассамблеи от 14 декабря 1950 года).
  3. Протокол, касающийся статуса беженца 1967 года.
  4. Декларация о территориальном убежище, принятая резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря1967 года.
  5. Руководящие принципы по вопросу перемещения лиц внутри страны 1998 года.

На основе международных норм права в Российской Федерации создана собственная нормативно-правовая основа, регламентирующая статус вынужденных мигрантов и деятельность органов власти по обеспечению указанного статуса:

  1. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах».
  2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
  3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
  5. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. № 356 «Об удостоверении беженца».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. № 484 «О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2012 г. № 595 «О порядке оказания содействия иностранному гражданину (лицу без гражданства), получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, признанному беженцем или получившему временное убежище на территории Российской Федерации, в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 302 «О некоторых вопросах, связанных со сроком действия свидетельств о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
  11. Приказ ФМС России от 26 мая 2009 г. № 123 «О бланке свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и бланке удостоверения вынужденного переселенца».
  12. Приказ ФМС России от 29 июня 2012 г. № 218 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия».
  13. Приказ ФМС России от 25 марта 2011 г. № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».
  14. Приказ ФМС России от 5 апреля 2011 г. № 87 «О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации».
  15. Приказ ФМС России от 19 августа 2013 г. № 352 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайство признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

Органом, уполномоченным реализовывать государственную миграционную политику в отношении вынужденных мигрантов, является МВД России в лице Главного управления по вопросам миграции и его территориальных подразделений.

В указанной сфере деятельности они решают задачу исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участия в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Для целей решения указанной задачи, ГУВМ МВД России и его территориальные подразделения организуют и координируют деятельность по:

  • осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
  • приему и рассмотрению ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
  • содействию в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания иностранным гражданам или лицам без гражданства, получившим свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и признанным беженцами, а также членам их семей;
  • учету, регистрации, приему и временному размещению лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища либо о признании их беженцами, получивших статус беженца, а также оказанию содействия беженцам во временном обустройстве в Российской Федерации;
  • учету, регистрации, приему и временному размещению лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказанию содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации.

Анализ российского национального права позволяет сделать вывод, что оно регулирует вопросы приобретения и утраты четырех типов статуса вынужденных мигрантов:

  • вынужденных переселенцев;
  • беженцев;
  • лиц, ищущих временное убежище;
  • лиц, ищущих политическое убежище.

Рассмотрим подробнее порядок приобретения и утраты перечисленных статусов вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)