Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ или режима пребывания в РФ

Объектом правонарушения является установленный порядок въезда и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Статья состоит из нескольких частей и устанавливает административную ответственность иностранного гражданина за (объективная сторона) нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации выразившееся:

  • в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом (ч. 1);
  • в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 1.1.);
  • в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий (ч. 2);
  • в нарушениях, предусмотренных частями 1, 1.1 и 2 статьи, совершенных в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области (ч. ч. 3 – 3.1);
  • в повторном, в течение одного года совершении иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 и 3 статьи.

Поскольку ранее мы рассматривали порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, последствия истечения срока пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, уясним, в чем заключается соблюдение и несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Статья 29 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливает, что транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.

Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

  • совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;
  • следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения
    и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение двадцати четырех часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;
  • проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

Вынужденной остановкой признается пребывание более двадцати четырех часов в пределах населенного пункта, вследствие наступления следующих обстоятельств:

  • стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета;
  • необходимости ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия;
  • болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья;
  • непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производятся территориальным подразделением ГУВМ МВД России в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства.

Следовательно, если иностранный гражданин, в случае вынужденной остановки, не обратился в территориальное подразделение ГУВМ МВД России с заявлением об оформлении разрешения на временное пребывание на территории Российской Федерации или продлении срока действия транзитной российской визы, он считается, во-первых, лицом, нарушившим правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации и, во-вторых,
его следует рассматривать как лицо, незаконно находящееся на территории Российской Федерации.

Таким образом, субъектами правонарушения по статье 18.8 КоАП РФ могут быть только иностранные граждане или лица без гражданства, то есть специальные субъекты.

Субъективная сторона правонарушения может быть выражена как в форме неосторожности, так и в форме умысла.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции).

Санкция статьи предполагает назначение виновному лицу административного штрафа с административным выдворением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)