Правовое регулирование и принципы конфиденциального содействия граждан органам

Следует напомнить, что в теории права под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений (в соответствии с этими нормами) по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений. В теории права известны и другие определения.

Правовое регулирование института содействия граждан оперативным аппаратам осуществляется нормативными актами на следующих уровнях:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральное законодательство Российской Федерации.
  • Ведомственные и межведомственные подзаконные нормативные правовые акты. Наставления, инструкции, объявленные соответствующими приказами.

Говоря о правовом регулировании какой-либо области общественных отношений, в первую очередь следует обращаться к Основному закону Российской Федерации – к Конституции РФ. Что касается юридической возможности содействия граждан оперативным аппаратам, в ст. 60 Конституции говорится о том, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Данное положение основного закона РФ не только определяет возможность гражданина реализовать свои права по оказанию добровольной помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, но и определяет возрастной ценз граждан, которых оперативные аппараты могут привлекать к конфиденциальному содействию, а именно – по достижении лицом совершеннолетия. Хотя оперативно-розыскное законодательство РФ в определенных случаях предусматривает исключения из данного правила, о чем будет отмечено ниже.

Следует отметить, что правовое регулирование конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям в основном осуществляется на уровне оперативно-розыскного законодательства Российской Федерации, который в первую очередь представлен Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года. Так, в ч. 5 ст. 6 ФЗ «Об ОРД» говорится, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Данное положение конкретизируется в п. 2 ст. 15 ФЗ «Об ОРД» (права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность), где говорится о том, что при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право устанавливать на безвозмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе. Как видно, в соответствии с требованиями настоящей статьи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предоставляется право не только устанавливать и поддерживать конфиденциальные отношения с гражданами, но и выплачивать им, при определенных условиях, вознаграждения.

Интересно
Возвращаясь к анализу рассматриваемой статьи ФЗ «Об ОРД», обратим внимание, что в п. 3 данной нормы органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предоставляется право использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

Возможность реализации предусмотренных законом прав граждан оказывать содействие оперативным аппаратам, закреплена в ст. 17 ФЗ «Об ОРД», в ч. 1 которой говорится о том, что отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия…, в том числе и по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.

Данная статья (ч. 2) ФЗ «Об ОРД» также устанавливает круг лиц, с которыми органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты, в том числе и круг лиц, с которыми использовать конфиденциальное содействие по контракту запрещено (ч. 3) – депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства, о чем прямо говорится в ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об ОРД». Данная статья устанавливает социальную и правовую защиту граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Необходимо подчеркнуть, что правовое регулирование содействия граждан оперативным аппаратам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не ограничивается нормами Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об ОРД».

Поскольку конфиденциальность содействия предусматривает сохранение в тайне самого факта содействия, поэтому многие аспекты отношений граждан с оперативными аппаратами регулируются ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При этом необходимо подчеркнуть, что указанные нормативные правовые акты устанавливают виды содействия граждан оперативным аппаратам, тактику их привлечения к содействию, порядок документирования информации и выплаты, в необходимых случаях, вознаграждений и мн. др. вопросы.

Интересно
Переходя к рассмотрению принципов содействия как основополагающих начал, определяющих суть устанавливаемых взаимоотношений, необходимо обратить внимание на то, что в теории ОРД перечень принципов не ограничивается теми, что зафиксированы в ст. 3 ФЗ «Об ОРД», однако именно они в первую очередь влияют на общественные отношения, возникающие между отдельно взятым лицом и государством.

При установлении и поддержании с гражданами конфиденциального содействия оперативные аппараты в первую очередь должны руководствоваться конституционным принципом законности. Данный принцип отражает роль Закона в общественной жизни, его господство и незыблемость во взаимоотношениях личности и государства. Сотрудники оперативных аппаратов в своей повседневной профессиональной деятельности обязаны руководствоваться требованиями действующего законодательства.

Следующий принцип, установленный ст. 3 ФЗ «Об ОРД», такой как уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина не только базируется на принципе законности, но и находится с ним в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Это означает:

  • во-первых, что при установлении и поддержании конфиденциального содействия с гражданами сотрудники оперативных аппаратов должны руководствоваться законом, им запрещается принуждать людей к содействию, применять при этом методы физического или психологического воздействия;
  • во-вторых, государство гарантирует социальную и правовую защиту лицам, оказывающим содействие оперативным подразделениям;
  • в-третьих, действующим оперативно-розыскным законодательством предусматривается не только возможность получения вознаграждений и иных выплат лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ч. 5 ст. 18 ФЗ «ОРД»), но и выплаты пособий в случае гибели или получения травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с их участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 9-10, ст. 18 ФЗ «Об ОРД»).

Принцип конспирации предполагает сохранение в тайне самого факта содействия, поскольку оно, как правило, сопряжено с риском для жизни и здоровья лица, оказывающего помощь оперативному подразделению, а также членов его семьи. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств также имеет непосредственное отношение к установлению и поддержанию с гражданами конфиденциальных отношений, поскольку основой ОРД является использование помощи лиц, при проведении гласных и негласных ОРМ, в получении информации, в предоставление помещений и т.п., с целью установления лиц, причастных к подготовке или совершению преступлений и принятия мер по привлечению их к установленной законом ответственности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)