Правопорядок на гражданской службе

Природа совместной служебной деятельности лиц, работающих по служебному контракту (как и по трудовому договору), предполагает создание эффективного правового режима, в условиях которого должны выполняться служебные обязанности гражданского служащего.

С момента заключения служебного контракта гражданский служащий поступает в распоряжение представителя нанимателя и несет обязанность подчиняться его воле в процессе гражданской службы, что вытекает из требований ст. 15 Закона о государственной гражданской службе.

Выполнение указанной обязанности обеспечивается властными полномочиями представителя нанимателя по применению санкций за ненадлежащее выполнение гражданским служащим своей служебной (трудовой) функции.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона о государственной гражданской службе служебная дисциплина на гражданской службе – это обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Служебная дисциплина является необходимым условием совместного труда в сфере управления, поддержания правопорядка в служебных отношениях. Соблюдение служебной дисциплины позволяет рационально и эффективно использовать служебное время государственных гражданских служащих.

Как элемент служебного контракта служебная дисциплина (ее субъективное свойство) проявляется:

  • в установлении должного поведения конкретных гражданских служащих в общей сфере управления данного государственного органа, в индивидуализации (персонификации) их служебных (должностных) обязанностей в связи с заключенным служебным контрактом;
  • в фактическом поведении сторон служебного контракта, охватываемом правовым воздействием, уровнем соблюдения гражданскими служащими служебного распорядка.
Таким образом, обязанность соблюдать служебную дисциплину является одной из основных обязанностей гражданского служащего.

Эта базовая обязанность выражает общие требования должностного поведения гражданского служащего в сфере управления.

В ней проявляется отношение гражданского служащего ко всем другим обязанностям, возникающим в процессе исполнения служебного контракта, в том числе обязанностям надлежащего (должного) выполнения должностных обязанностей в общем коллективном труде (управлении), соблюдение установленной меры труда, продолжительности и режима служебного времени, обеспечение надлежащего качества выполняемых служебных поручений, бережного отношения к имуществу государственного органа, общих правил поведения в процессе гражданской службы и др.

В то же время представитель нанимателя в соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о государственной гражданской службе, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.

Следовательно, соблюдение служебной дисциплины зависит не только от гражданских служащих, но и от представителя нанимателя и прежде всего от выполнения им установленных законодательством (ч. 2 ст. 23 Закона о государственной гражданской службе) основных обязанностей по обеспечению нормальных условий прохождения гражданскими служащими гражданской службы (ч. 2 ст. 56 Закона).

Правопорядок в сфере государственной службы именуется в силу Закона о государственной гражданской службе (ч. 3 ст. 56) как служебный распорядок государственного органа, который определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и времени отдыха. Служебный распорядок утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Правопорядок в сфере управления есть не что иное, как внутренний трудовой распорядок в организациях любой формы собственности и организационно-правовой структуры.

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа регулируется ст. 372 Трудового кодекса РФ.

Служебный распорядок – это правопорядок в сфере управления, действующий внутри конкретного государственного органа. Служебный распорядок является необходимым условием совместного труда в сфере управления. Он призван урегулировать поведение всех гражданских служащих данного коллектива государственного органа, подчинить их действия единой цели государственной гражданской службы.

Соблюдение служебного распорядка обеспечивает определенную согласованность во взаимоотношениях между гражданскими служащими и представителем нанимателя, а также между самими гражданскими служащими.

Служебный распорядок составляет основу служебной дисциплины на гражданской службе. Для того чтобы требования служебного распорядка приобрели общеобязательную силу, они нуждаются в правовом закреплении. Следовательно, служебный распорядок включает в себя систему нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления служебной деятельности в определенном государственном органе.

Служебный распорядок – это локальный нормативный акт государственного органа, регламентирующий главным образом режим службы (работы) и времени отдыха гражданских служащих данного государственного органа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)