Прекращение и приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящем от воли сторон

В соответствии со ст. 39 Закона о государственной гражданской службе служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв:

1) в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Призыв на военную службу или направление гражданского служащего на заменяющую ее альтернативную службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. “О воинской обязанности и военной службе” (в ред. от 22 февраля 2004 г.). Служебный контракт в данном случае приостанавливается на основании соответствующей повестки военкомата, представляемой гражданским служащим;

2) в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы по решению суда.

Такое приостановление служебного контракта встречается нечасто. Тем не менее при разрешении подобных дел следует иметь в виду, что до принятия такого решения должно быть решение суда о восстановлении ранее уволенного гражданского служащего на работе;

3) в связи с избранием или назначением гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

Юридическим фактом приостановления отношений гражданских служащих в сфере труда в этом случае является акт избрания на соответствующую должность;

4) в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Чрезвычайные обстоятельства, наступление которых может влечь приостановление служебного контракта, перечислены в указанной норме в “открытом” перечне. Это означает, что чрезвычайными обстоятельствами, возникновение которых может обусловить прекращение служебного контракта, при определенных условиях могут быть признаны и другие обстоятельства, помимо перечисленных в п. 4 ч. 1 ст. 39 Закона о государственной гражданской службе.

Необходимо иметь в виду, что стороны служебного контракта не вправе самостоятельно оценивать юридическое значение указанных обстоятельств для приостановления служебного контракта.

Наступление любого такого чрезвычайного обстоятельства может рассматриваться в качестве установленного в указанной норме права основания приостановления служебного контракта только при условии, что данное обстоятельство признано решением Президента Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Поэтому приостановление служебного контракта по указанному основанию возможно только в том случае, если факт чрезвычайного обстоятельства подтвержден соответствующим правовым актом (не обязательно нормативным), принятым в установленном порядке Президентом Российской Федерации или органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого имело место данное чрезвычайное обстоятельство.

Служебный контракт приостанавливается и в иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.

В соответствии с частью 2 ст. 39 указанного Закона служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с:

1) осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившего в законную силу.
По этому основанию может быть уволен гражданский служащий, если он осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения гражданской службы: лишение свободы, запрещение занимать определенные должности и др.

Если к гражданскому служащему были применены иные меры уголовного наказания (например, условное осуждение), не исключающие возможность продолжения гражданской службы, его увольнение по подп. 1 п. 2 ст. 39 Закона о государственной гражданской службе будет считаться незаконным;

2) признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением.

Под нетрудоспособностью понимается состояние здоровья, при котором гражданский служащий вследствие заболевания или увечья либо лицо, здоровью которого причинен вред вне связи с его трудовой деятельностью, не имеют возможность выполнять свою трудовую функцию либо вообще не способны к труду.

По общему правилу нетрудоспособность гражданского служащего не является основанием для прекращения служебного контракта, однако если налицо полная утрата гражданским служащим работоспособности, служебный контракт может быть расторгнут по подп. 2 п. 2 ст. 39 указанного Закона.

Факт утраты трудоспособности должен быть установлен медицинским заключением, сделанным специализированным медицинским учреждением, наделенным соответствующей компетенцией (учреждениями медико-социальной экспертизы);

3) признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Все граждане – субъекты трудового договора и служебного контракта – должны обладать фактической способностью к труду. Эта способность зависит от совокупности физических и умственных возможностей, которыми располагает человек и которые он проявляет, когда занимается предпринимательством, управленческой деятельностью, производит материальные и духовные блага.

Трудовая дееспособность означает способность по законодательству гражданского служащего (как и любого работника) осуществлять своими действиями трудовые права и обязанности. Признать гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным может только суд в установленном законом порядке;

4) достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе – 65 лет.

В отличие от Трудового кодекса РФ, которым не определяется предельный возраст работника, Закон о государственной гражданской службе содержит норму права, в соответствии с которой с гражданским служащим прекращается служебный контракт, если данный служащий достиг возраста 65 лет.

Связано это, как представляется, с особенностями служебных обязанностей, ответственностью и другими факторами, относящимися к государственной гражданской службе.

Прекращение служебного контракта по основанию, указанному в п. 2 ч. 1 ст. 39 Закона о государственной гражданской службе, допускается с письменного согласия гражданского служащего, если невозможно в течение шести месяцев предоставить ему для замещения иную должность гражданской службы.

Если в течение трех месяцев после прекращения обстоятельств, предусмотренных п. п. 1, 3 и 4 ч. 1 ст. 39 Закона, гражданский служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а гражданский служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

В случае смерти (гибели) гражданского служащего либо признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу, служебный контракт прекращается, а гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих, о чем издается соответствующий приказ представителя нанимателя.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)