Поступление на гражданскую службу

Согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 16) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом. В случае и порядке, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

  • избрания (выборов) на должность;
  • избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
  • назначения на должность или утверждения в должности;
  • направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;
    судебного решения о заключении трудового договора;
  • фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

В отношениях, связанных с трудом гражданских служащих, Закон о гражданской службе ввел ряд новых терминов применительно к общепринятым понятиям “трудовые отношения”, “трудовой договор” и др. Тем самым в законодательном порядке закреплен особый порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений с гражданскими служащими.

Одна из новелл в указанном Законе относится к главе 4 Закона “Поступление на гражданскую службу”, в то время как положения главы 11 Трудового кодекса РФ регулируют “Заключение трудового договора”.

Право поступления на гражданскую службу имеют исключительно граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Законом о государственной гражданской службе. При этом Закон ограничил пребывание на гражданской должности предельным возрастом – 65 лет.

В отличие от общего порядка заключения трудового договора порядок поступления на гражданскую службу имеет свои особенности, связанные, на наш взгляд, прежде всего с тщательным отбором кандидатов на замещение должностей гражданской службы, что вызвано особым характером должностных обязанностей, выполняемых гражданскими служащими на любом уровне, и высокой ответственностью за выполнение этих обязанностей.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение соответствующей должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должностям гражданской службы.

В соответствии со ст. 22 (п. 2) Закона о государственной гражданской службе конкурс не проводится:

  • при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”;
  • при назначении на должности гражданской службы категории “руководители”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
  • при заключении срочного служебного контракта;
  • при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе;
  • в других случаях, указанных в Законе о государственной гражданской службе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утвержденному указом Президента Российской Федерации.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Для проведения конкурса правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия, в состав которой входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие различных подразделений (по вопросам кадров, юридического и др.) и подразделения, в котором проводится конкурс.

А также представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с государственной гражданской службой.

Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Во всех случаях состав конкурсной комиссии должен формироваться таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в установленном Законом порядке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)