Право оперативного управления имуществом

Право оперативного управления представляет собой ограниченное вещное право, производное от права собственности. Впервые конструкция права оперативного управления для владения, пользования и распоряжения имуществом предприятиями- несобственниками была разработана академиком А.В. Венедиктовым.

Сферой применения права оператив­ного управления в условиях социалистической административно-ко­мандной экономики были все государственные предприятия, учреж­дения и организации.

В настоящее время сфера применения и содержание права опе­ративного управления значительно изменились. В соответствии со ст. 296 ГК РФ, субъектами права оперативного управления могут быть только казенные предприятия (государственные и муниципальные), а также частные, государственные и муниципальные учреждения.

Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 г. № 872.

Правовой режим имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за казенным предприятием. Основы правового режима имущества, передаваемого казенным предприятиям на праве оперативного управления, установлены по­мимо ГК (ст.115,296-300) и  Законом об унитарных предприятиях (п.3 ст.8,11, п.5 ст.12,19,  ст.20-24, 29).

Собственником имущества казенного предприятия являются соответственно Россий­ская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Полномочия собственника имущества казенного предприятия в основном совпадают с полномочиями собственников предприятий, основанных на праве хозяй­ственного ведения. Как дополнительное можно выделить предусмотрен­ное законом право собственника изымать у предприятия имущество  и распоряжаться им по свое­му усмотрению.

Следует иметь в виду, что изъятие имущества у казенного предприятия возможно лишь в трех предусмотренных законом случаях: изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению (п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).

В случае неправомерного изъятия имущества собственником, казенное предприятие может обратиться за защитой в суд.

В Постановле­нии Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указывается: при рассмотрении дел по заявлениям казенных предприятий о признании не­действительными актов управомоченных собственником органов об изъ­ятии или распоряжении имуществом, принадлежащим казенным пред­приятиям на праве оперативного управления, следует исходить из того, что бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся в силу ГК  основаниями для изъятия либо иного распоряжения имуществом, возложено на соответствующий управомоченный собственником орган.

Права владения, пользования и распоряжения имуществом ка­зенные предприятия осуществляют: в пределах, установленных законом; в соответствии с целями своей деятельности; в соответствии с заданиями собственника; в соответствии с назначением имущества.

Так, в силу ст. 297 ГК РФ и ст. 19 Закона об унитарных предпри­ятияхфедеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

  • сдавать такой земельный участок в субаренду;
  • передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);
  • отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в паевой фонд производственного кооператива.

В уставе казенного предприятия определяются также источники формирования и режим использования имущества, переданного предприятию; основы учета, отчетности, контроля  целевого ис­пользованием имущества.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях,порядок распределения доходов казенного предприятия устанавлива­ется Правительством РФ, уполномоченными органами государствен­ной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Казенное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное унитарное предприятие с закреплением за ним имущества на праве хозяйственного ведения. Казенные предприятия не подлежат банкротству (ст.65 ГК).

Правовой режим имущества учреждения в сфере агропромышленного комплекса. В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ  (в редакции ФЗ от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения наимущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 Кодекса. За учреждением имущество закрепляется на праве оперативного управления, которым оно владеет, пользуется и распоряжается в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственникаэтого имущества и назначением  имущества.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную (дополнительную)  ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Бюджетное и автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за  учреждением собственником этого имущества или приобретенных  учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Учреждения не подлежат банкротству (ст. 65 ГК). Учреждениям разрешается осуществление деятельности, приносящей доход, в случаях и порядке, предусмотренном законом и уставом учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности бюджетным и автономным учреждением, поступают в их самостоятельное распоряжение, а полученные казенным учреждением – в доход соответствующего бюджета.

Согласно статье 3 Закона имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 статьи 3 Закона.

Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет  затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение. Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.

Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.

Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за автономным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К компетенции учредителя в области управления автономным учреждением в соответствии со статьей 9 Закона относятся:

  • утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений;
  • рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;
  • реорганизация и ликвидация автономного учреждения, а также изменение его типа;
  • утверждение передаточного акта или разделительного баланса;
  • назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  • назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;
  • рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 Закона для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения;
  • решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

Согласно статьи 14 Закона крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно).

А также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

В соответствии со статьей 15 Закона крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.

Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.

В соответствии со статьей 9.2. ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в редакции от 22.07.2010 г.) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией;

субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 9.2. Закона.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 9.2. Закона, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)