Права и обязанности сторон договора перевозки пассажира

Содержанием договора перевозки пассажира и багажа являются права и обязанности его сторон.

Права пассажира по договору перевозки.

В соответствии с ч. 3 ст. 786 ГК пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

  1. Перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях.
  2. Провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм.
  3. Сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Пассажир имеет право перевозить с собой:

  • одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом (ст. 83 УЖТ);
  • перевозить с собой бесплатно ручную кладь (ст. 83 УЖТ). Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире;
  • в железнодорожные кассы дальнего следования не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты; менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты; менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается (ст. 83 УЖТ);
  • продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений, а при невозможности продолжения поездки получить стоимость проезда за непроследованное расстояние (ст. 83 УЖТ);
  • делать остановку в пути следования не более чем на 10 суток с соответствующим оформлением такой остановки (ст. 83 УЖТ).

Пассажир имеет право вернуть билет в кассу до отправления транспортного средства в рейс и получить обратно полную стоимость проезда и уплаченный им сбор за предварительную продажу в следующих случаях:

  1. Опоздания отправления против расписания более чем на один час (на автомобильном транспорте – два часа).
  2. Предоставления пассажиру места в транспортном средстве менее высокого класса, чем тот, на который ему продан билет.
  3. Непредоставления пассажиру указанного в билете места (ст. 83 УЖТ).

При осуществлении железнодорожных перевозок при проезде в поездах дальнего следования пассажир в соответствии со ст. 83 УЖТ вправе также:

  • занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории;
  • продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае непредоставления места, указанного в проездном документе (билете), и несогласия воспользоваться другим местом на время до отправления следующего поезда, в котором ему будет предоставлено место, а при отказе от поездки получить полную стоимость проезда, состоящую из стоимости билета, стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета);
  • при наличии свободных мест выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен проездной документ (билет), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе;
  • возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 12 ч либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно.

Статья 84 УЖТ устанавливает, что при невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан предоставить ему при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты.

Если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда. Следует учитывать, что пассажир имеет право занять место в транспортном средстве соответствующей категории, даже если оно не указано в билете.

Приобретение билета без указания в нем места не свидетельствует о том, что пассажир поставлен в менее выгодное положение по сравнению с теми, кто приобрел билет с указанным в нем местом.

На это в своем решении от 29.10.2003 № ГКПИ2003-1139 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 2 пункта 34 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 года № 30» обратил внимание Верховный Суд РФ, который, в частности, указал, что анализ ст. 426, п. 2 ст. 784 ГК, а также положений ст. 82, 83, 84 УЖТ не позволяет сделать вывод о том, что перевозчик во всех случаях продажи проездных документов (билетов) обязан указывать в них номер места в вагоне.

Такой вывод не следует и из содержания правил оказания услуг по перевозке пассажиров, в соответствии с п. 15 которых порядок и сроки продажи проездных документов (билетов) определяются исходя из технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта.

Правила оказания услуг не содержат нормы, закрепляющей в качестве обязательного условия перевозки пассажира, садящегося в поезд на промежуточной станции, указание в проездном документе (билете) конкретного места в вагоне.

Условия обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте определяются категорийностью вагона, а не номером места в этом вагоне

При посадке в поезд на промежуточной станции пассажир занимает место в вагоне, указанное ему проводником. При этом данному пассажиру предоставляется тот же комплекс услуг, что и пассажирам, купившим билеты на станциях формирования или оборота поезда.

В соответствии со ст. 13 и 14 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» и приказом Минтранса России от 06.11.2015 № 329 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» пассажиры, являющиеся инвалидами, имеют право требовать от перевозчиков и владельцев транспортных инфраструктур предоставления следующих услуг:

  • сопровождение пассажиров из числа инвалидов;
  • помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории вокзала для получения услуги, в том числе при входе в поезд и выходе из него;
  • дублирование для пассажиров из числа инвалидов речевой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах через информационные табло, стенды, видеотерминалы, по телефону и по громкоговорящей связи (на вокзалах, оборудованных радиоузлом с дикторской или автоматической информационно-справочной системой «Автодиктор»), по Интернету;
  • возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске на вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов (за исключением устройств с электрическим приводом);
  • предоставление вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок, при сопровождении пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения.

Обязанности пассажира и перевозчика.

Основной обязанностью перевозчика является своевременная и безопасная доставка пассажира в пункт назначения. В необходимых случаях перевозчик обязан доставить в надлежащем состоянии багаж пассажира.

Перевозчик должен в соответствии с расписанием подать транспортное средство для посадки пассажиров. За несвоевременную подачу транспортных средств перевозчик несет материальную ответственность.

Следует отметить, что перевозчик обязан бесплатно обеспечить своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов (судов, автобусов и т.п.), а также иной необходимой информацией (ст. 85 УЖТ).

Интересно
Пассажир при посадке обязан предъявить проездной документ (ст. 82 УЖТ), в соответствии с которым перевозчик должен предоставить указанное в билете. В отношении детей в возрасте до 14 лет допускается предъявление нотариально заверенной копии свидетельства о рождении.

При предъявлении пассажиром билета перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа. Так, на железнодорожном транспорте к перевозке багажом на один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, принимается не более 200 кг. Пассажир имеет право предъявить для перевозки багаж с объявленной ценностью, за что взимается дополнительный сбор.

Продовольственные и скоропортящиеся грузы перевозятся в качестве багажа без объявления ценности (ст. 86 УЖТ).

Перевозчик не имеет права перегружать либо переадресовывать багаж в пути следования (ст. 87 УЖТ).

Целостность и сохранность ручной клади обеспечиваются пассажиром (ст. 88 УЖТ)

По поводу правовой природы обязательства по перевозке багажа в литературе существуют различные мнения. Например, Г. Б. Астановский полагает, «что для реализации пассажиром своего права на перевозку багажа необходимо заключение с железной дорогой специального договора перевозки багажа, который является дополнительным (акцессорным) по отношению к договору перевозки пассажира. Поэтому договор перевозки пассажира всегда предшествует договору перевозки багажа».

В. В. Витрянский, напротив, считает, что факультативное обязательство перевозчика по доставке багажа вполне охватывается содержанием договора перевозки пассажира и не образует отдельного договора по перевозке багажа.

Не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу, отметим, что точка зрения В. В. Витрянского нам представляется более обоснованной, поскольку в большей степени сообразуется с положениями ст. 786 ГК, которая формулирует обязанность по доставке багажа в рамках договора перевозки пассажира.

Еще в Проекте Гражданского уложения 1914 года (ст. 1998) отмечалось, что перевозчик обязан прилагать крайнюю заботливость о безопасной перевозке пассажиров и отвечает за всякий вред, происшедший от недостатка необходимых для исполнения принятой на себя перевозки знаний и опытности.

Современные транспортные уставы и кодексы также содержат положения, направленные на заботу о жизни и здоровье пассажиров. Согласно Федеральному закону от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» ст. 935 ГК возлагает на перевозчика обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами. Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на пассажира (п. 2 ст. 935 ГК).

Статья 936 ГК в редакции Федерального закона от 23.05.2016 № 146-ФЗ предусматривает осуществление обязательного страхования путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. В п. 2 данной статьи сказано, что обязательное страхование осуществляется за счет страхователя.

Одновременно поправками, внесенными Федеральным законом от 14.06.2012 № 78-ФЗ в КоАП, значительно повышена ответственность перевозчика за несоблюдение требований законодательства РФ об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

В ст. 11.31, введенной названным Федеральным законом, сказано, что осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб.

Непредоставление перевозчиком пассажирам в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, информации о страховщике и о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

На железнодорожном транспорте наряду с обязательным страхованием может производиться добровольное страхование пассажира и багажа по правилам гл. 40 ГК и УЖТ.

Согласно ст. 113 УЖТ (в редакции Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ) ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами РФ либо, если настоящим Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда. Размер компенсации определяется исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством РФ, и не может превышать 2 млн руб.

Интересно
В целях определения периода перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади пассажира, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится в поезде, период посадки пассажира в вагон и период высадки пассажира из вагона.

В пути следования перевозчик обязан обеспечить пассажиру соответствующий его проездному билету уровень сервиса. Так, в соответствии с приказом Минтранса России от 09.07.2007 № 89 «О Порядке предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности» информация об услугах, стоимость которых включается в стоимость проезда, предоставляемых в вагонах повышенной комфортности, бесплатно доводится перевозчиком до сведения пассажиров через СМИ при оформлении проездных документов (билетов) и в вагонах повышенной комфортности с использованием настенных носителей информации, специальных информационных стендов и справочников.

Предоставление питания пассажирам в вагонах повышенной комфортности осуществляется в соответствии с технологическими процессами предоставления гарантированного питания пассажирам в вагонах повышенной комфортности, определяемыми перевозчиком для каждого пассажирского поезда индивидуально с учетом графика его движения и продолжительности нахождения пассажиров в пути следования.

Состав, количество и виды рационов питания, включаемых в комплекс услуг, предоставляемых пассажирам в вагонах повышенной комфортности, определяется перевозчиком

Предоставление печатной продукции пассажирам в вагонах повышенной комфортности осуществляется проводниками пассажирских вагонов с доставкой комплектов печатных изданий к местам размещения пассажиров в вагонах повышенной комфортности.

Состав комплектов печатной продукции, рекомендуемый для включения в комплекс услуг, предоставляемых в вагонах повышенной комфортности, определяется перевозчиком. Ежедневные газеты, включаемые в комплект печатной продукции в вагонах повышенной комфортности, заменяются ежедневно.

Предоставление пассажирам наборов предметов санитарно-гигиенического назначения осуществляется проводниками пассажирских вагонов повышенной комфортности с соблюдением санитарных норм и правил.

Набор предметов санитарно-гигиенического назначения, предоставляемый пассажирам в вагонах повышенной комфортности, определяется перевозчиком.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», в вагонах с местами для лежания на весь путь следования выдаются постельные принадлежности (матрац, подушка и одеяло) и за отдельную плату (за исключением вагонов повышенной комфортности) – комплект постельного белья.

По желанию пассажира проводник вагона может заменить в пути следования использованный комплект постельного белья на новый за отдельную плату. Проводники вагонов обязаны доставлять комплекты постельного белья на места пассажиров, а также подготавливают постели инвалидам, больным, престарелым, пассажирам с малолетними детьми. При проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда.

За 30 мин до прибытия пассажира на станцию назначения или пересадки проводник вагона убирает постельное белье. Проводники вагонов с местами для лежания, с четырехместными купе и с двухместными купе (СВ) в поездах всех категорий, а также вагонов с местами для сидения в скорых поездах не менее трех раз в день обеспечивают пассажиров по их просьбе чаем по установленной цене, в фирменных поездах пассажиры обеспечиваются чаем по их просьбе в любое время суток. Пассажиры поездов дальнего и местного следования должны быть обеспечены охлажденной кипяченой питьевой водой.

В поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажиру, имеющему право бесплатного проезда или проезда со скидкой, в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4 местными купе такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы.

Порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, устанавливается Министерством транспорта РФ, а состав комплекса услуг определяется перевозчиком. В поезде дальнего следования пассажир за отдельную плату обеспечивается питанием в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) при наличии его в составе указанного поезда. Порядок организации работы вагона-ресторана (вагона-кафе) определяется перевозчиком.

Проводники вагонов обязаны предупредить пассажиров о подходе поезда к станции их назначения или пересадки не позднее чем за 30 мин

В случае проезда пассажиром станции назначения, указанной в проездном документе (билете), составляется акт за подписью начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, проводника вагона и пассажира. Этот акт дает пассажиру право возвратиться до станции назначения бесплатно.

Перевозчик обязан доставить пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок (ст. 792 ГК).

Интересно
Транспортные уставы устанавливают, что пассажирские перевозки должны осуществляться по расписанию (ст. 80 УЖТ). Большое влияние на исчисление сроков доставки оказывает правильность определения моментов ее начала и окончания. На железнодорожном транспорте срокам доставки багажа посвящен целый ряд правовых норм.

В соответствии со ст. 89 УЖТ срок доставки багажа определяется временем следования поезда, которым он отправлен, до станции назначения. Даты отправления и прибытия указываются перевозчиком в перевозочных документах.

Багаж выдается на станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездного документа (билета) под роспись. Его выдача осуществляется в течение всего времени, когда станция открыта для выполнения операций по приему и выдаче багажа, грузобагажа. На станции назначения прибывшие багаж, грузобагаж хранятся бесплатно 24 часа без учета дня прибытия.

Расходы перевозчика, связанные с хранением багажа сверх указанного срока, возмещаются пассажиром, получателем (ст. 90 УЖТ). Багаж выдается на станции назначения после внесения всех причитающихся перевозчику платежей. В случае уклонения пассажира, получателя багажа от внесения этих платежей перевозчик вправе удержать багаж и реализовать его.

Одной из основных обязанностей пассажира является оплата своего проезда, а при сдаче багажа – его провоза (ст. 82 УЖТ).

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)