Права человека в исламе

Общеизвестно, что ислам, или мусульманство, является одной из самых распространенных современных мировых монотеистических религий. Рождение ислама относится к первой четверти VII в. в северо-западной Аравии, в районе Хиджаза.

История ислама вплетена в историю арабов, а затем всех народов мусульманского мира как её часть и является как бы опосредованным отражением в сознании его социально-экономической и духовной истории.

До возникновения ислама арабские народы жили преимущественно-племенной организацией общества, поэтому индивидуум ощущал себя в первую очередь членом своего племени. Состояние войны было непрерывным делом, а кровная месть считалась религиозным долгом.

Таким образом, основу сознания доисламских бедуинов составлял дух рода, основанный на диких родоплеменных обычаях.

И в эпоху подобных социальных условий возникает религия справедливости мира и любви, ознаменовавшая собой значительный переход от состояния родоплеменной дикости к могущественному и централизованному государству.

Подобный прогресс в истории Аравии и всего мусульманского мира связан с именем пророка Мухаммада, являющегося основоположником последней мировой религии, который выступил со строгой идеей единобожия, отвергая всякого рода идолопоклонство, возвещая людям волю Божью: «Расскажи же, как тебе приказано, и отвернись от многобожников».

«Мухаммад, – указывает академик В.В. Бартольд, – положил начало не только религии, но и государству, и ислам при жизни своего основателя пережил процесс развития, который пережил буддизм от Шакья-Муни до Ашоки, христианство от Христа до Константина Великого».

Он оставил последующим поколениям чисто монотеистическую религию; из хаоса он создал государство с высокой дисциплиной, и вместо войны всех против всех дал мир; он установил гармоническое равенство между вечным и преходящим, между мечетью и крепостью; он оставил новую законодательную систему, обеспечивающую беспристрастный суд, когда даже глава государства и обычный гражданин равны перед законом, где религиозная терпимость была столь велика, что немусульманское население мусульманских стран пользовалось полной правовой и культурной автономией.

В части государственных доходов Коран установил принципы формирования государственного бюджета, одним из главных принципов стал принцип помощи бедным гражданам. Доходы государства были объявлены не принадлежащими его главе на правах частной собственности. Кроме всего прочего, пророк Мухаммад дал всем благородный пример воплощения в жизнь своего учения.

Интересно
Таким образом, через Священный Коран и Сунну Мухаммад оставил универсальное наследие, касающееся всех областей человеческого общежития, регулирующее как политическую систему государства и права, так и систему жизни отдельно взятого человека в его повседневной, духовной и социально-экономической жизни.

Священный Коран и учение Мухаммада определяют эти необходимые мероприятия и устанавливают образец, который строит многозначимую веру.

Сам смысл веры способствует проникновению ислама глубоко и созидательно в каждую сферу жизни. Согласно исламу, истинная вера оказывает значительное влияние на духовную и материальную судьбу человека, на его личное и общественное поведение, а также на его политическую позицию и финансовую деятельность.

В своем стремлении уклониться от формализма ислам связывает этические ценности с любовью к Аллаху и к людям. В Коране сказано: «То, что вы поворачиваетесь лицом на восток или на запад, это еще не означает, что вы совершаете благодеяние.

Интересно
Благодетелен тот, кто верит в Аллаха, в Последний день, в ангелов и Коран, в пророков, и благодаря своей любви к Аллаху раздает часть своего имущества своим близким, сиротам, оказавшимся в беде, путешественникам, бедным, пленным. Тот, кто соблюдает намаз, тот, кто соблюдает договоренности, терпеливо сносит невзгоды во время беды и на поле брани».

Бог является абсолютным и единственным властителем людей и Вселенной. Он – полновластный Правитель, Крепитель и Хранитель, Сострадательный, чья милость хранит все существа. Он дал каждому человеку человеческое достоинство и честь, вдохнул в него свой собственный дух, следовательно, объединенные в Нем и через Него, несмотря на мелкие человеческие различия, люди, по существу, одинаковы и не могут разделяться на основе национальности, цвета кожи и расы.

Из этого следует, что каждое человеческое существо связано со всеми другими, и все они входят в одну братскую общность и объединены служением Властителю Вселенной. От этой божественной веры ислама в исключительную мощь Бога непременно следует концепция о единстве человеческой природы и братстве между людьми.

Если исходить из учения ислама, истинная суть различий между людьми состоит в их способностях и дарованиях и обусловленных этими факторами различиях по способности прилагать усилия, проявлять усердие, приобретать знания и придерживаться достойных нравственных качеств, а также в возможности зарабатывать себе на жизнь.

Однако ислам ни в коем случае не связывает эти различия с национальной принадлежностью или знатностью семьи, или унаследованной властью. Таким образом, различия между людьми определяются только различиями в их характерных особенностях.

Истинная справедливость, провозглашаемая законоположениями Корана, состоит в том, что каждый человек должен иметь столько же обязанностей, сколько он имеет прав, что же касается всего прочего, то люди равны между собой, а различия между ними определяются их достоинствами, совершением добрых дел и степенью богобоязненности: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самым достойным из вас перед Аллахом является наиболее благочестивый».

В соответствии с этими представлениями различия между людьми не определяются ни их происхождением, ни цветом кожи, ни местом жительства, ни языком, поскольку равенство является одним из составляющих принципов верования, которое серьезно исповедует мусульманин, и верования, которому он искренне предан.

Для мусульманина Аллах един и универсален, Он создатель всех людей, перед ним все равны и являются братьями друг другу. Это значит, что нет превосходства одного человека над другим и нет превосходства одной нации над другой. Таковы основные принципы, составляющие ценность равенства в исламе.

В целом учение ислама заложило основы универсальных, фундаментальных прав человека, обязательных для всех, которые следует соблюдать и уважать при любых обстоятельствах.

Исламское законодательство весьма четко регулирует отношения, возникающие в этой сфере, провозглашая человеческую жизнь неприкосновенной, данной от Бога и, стало быть, священной: «Убийца одной души не в отмщение за другую погубленную душу или за злодеяние, совершенное в стране, должен считаться убийцей человечества в целом».

Настолько высоко положения Корана ценят жизнь человека, что отождествляют убийство одного человека с уничтожением всего человеческого рода. Еще по одному высказыванию пророка можно судить о важности неприкосновенности жизни и собственности: «Ваша жизнь и ваша собственность не существуют для других, пока не встретите вашего хозяина в день Воскресения».

Касаясь положений собственности, ислам разработал соблюдение целого ряда условий, обеспечивающих справедливость в отношениях между людьми. Человеку дозволено совершать те или иные действия, касающиеся собственности, такие как приобретение, распоряжение, отчуждение и др., но при этом он должен соблюдать права других и не причинять им никакого вреда.

Если же он нарушит какой-нибудь из этих принципов, то понесет ответственность за свои поступки и должен будет возместить нанесенный ущерб.

Основой для этого служат приводимые в Коране слова Аллаха: «Не присваивайте незаконно имущество друг друга», а также слова пророка: «Не допустимо (причинять) вред ни (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)».

И для защиты неприкосновенности собственности ислам установил наказание за кражу, что зафиксировано в Коране, и запретил насильственное присвоение имущества. В подлинном смысле этого слова ислам предоставил людям свободу, гарантируя ее не только мусульманам, но и представителям иных конфессий.

Понятие свободы, исходя из норм ислама, применяется ко всем видам добровольной деятельности человека во всех сферах жизни. Так, например, ислам гарантировал свободу слова, и каждый мусульманин может свободно выражать свое мнение при условии того, что оно используется для пропаганды добродетели и правды, а не зла и порока.

Также ислам гарантировал свободу общения, предоставляя людям право свободного общения и образования партий и организаций. Гарантируема также свобода совести и убеждений, в Коране сура 2 аят 256 сказано: «Нет принуждения в религии», что гарантирует людям свободу вероисповедания.

Ислам проповедует такую точку зрения потому, что религия зиждется на веровании, желании и обязательстве. Все это было бы лишено смысла, если бы насаждалось силой1. Наряду с выбором вероисповедания ислам гарантировал возможность неисповедания религии вообще: «Пусть кто стремится, верует, и пусть кто не хочет, не верует».

Ислам гарантировал защиту личной свободы, провозглашая принцип, что никто не может быть заключен в тюрьму, пока не доказано, что он виновен, на открытом судебном заседании. Арестовать человека лишь на основании подозрения без необходимой судебной процедуры или без предоставления возможности подходящей защиты недопустимо.

Свобода – естественное право человека, духовная привилегия, моральная прерогатива.

В рамках этого понятия свободы в исламе нет места религиозным преследованиям, классовым конфликтам или расовым предрассудкам.

Право личности на свободу – священно, как священно его право на жизнь; свобода – эквивалент самой жизни. Наряду с защитой личной свободы законоположения ислама обеспечивают защиту чести и достоинства.

Священный Коран повелевает: «Не допускайте, чтоб люди насмехались друг над другом. Не позорьте друг друга. Не обижайте друг друга прозвищами. Не злословьте и не говорите плохо друг о друге».

Подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.

Интересно отметить, что когда пророк Мухаммад дал своему народу государственный организм, он создал основной закон для этого государства. Он касался разнообразных вопросов, например, прав и обязанностей правителя и его подданных, законодательства, работы судов, организации обороны, обращения с подданными-немусульманами, социального обеспечения на основе взаимопомощи и других вопросов.

Таким образом, данный правовой документ является первым основным законом в истории государства и права.

Наряду с Кораном и Сунной в исламе сложилась гибкая система законодательства, именуемая шариатом. Шариат состоит из восемнадцати разделов, регламентирующих основные общественные отношения.

Интересно
В спектр отношений, регулируемых шариатом, входят такие вопросы, как семейно-брачные отношения, торговое право, наследственное право, гражданское право, преступление и наказание, судебный процесс и многие другие.

С одной стороны, нормы шариата являются незыблемыми, т.к. происходят от Бога, а с другой – нормативные акты по своей сути не одинаково значимы, т.к. одни из них носят обязывающий характер, другие рекомендательный, а третьи предоставляют широкую возможность выбора для каждого человека.

Таким образом, власть в исламском государстве подчинена закону и не может его изменять. В своей основе законы незыблемы, но при этом активно применяется институт толкования. Но право толкования законов в исламе не является монополией властного органа.

Толковать законы могут только признанные ученые-богословы, достигшие высшего уровня учености. Необходимо отметить, что законодательство в части вновь возникающих вопросов способно развиваться в соответствии с текстом Священного Писания.

Интересно
История показала, что законотворчество в исламе являлось прерогативой признанных ученых, не имеющих отношения к государственной службе, а стало быть, независимых в своей деятельности.

Подобное законотворчество не может испытывать на себе влияние текущей политики, служить интересам частных лиц, даже если это касается вопросов главы государства.

Данная система государственного устройства позволила обеспечить подлинное равенство между людьми, в основу которого были заложены принципы верховенства закона, неотвратимости наказания, механизм гарантий прав и свобод человека и гражданина и т.д.

Принципы, которые принято именовать правовыми и демократическими, были заложены основателем исламского государства еще в VII в. нашей эры человеком, который вознес правовые идеи, в т.ч. и идеи прав человека, на государственный уровень, чем обеспечил их обязательную реализацию.

Таким образом, мусульманское право, начиная с законов государства и заканчивая предписаниями в отношениях между людьми, пропитав все сферы общественной жизни, показало пример первого в мире государства, в котором были гарантированы права и свободы не только его граждан, но и представителей различного рода общин.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)