Права и свободы человека в Древнем мире

Права и свободы личности являются достижением человеческой цивилизации. Под правами личности принято понимать единый комплекс прав и свобод, представляющих собой установленные национальными законами и международно-правовыми нормами юридические возможности граждан, принадлежащие человеку в результате его рождения, отражающие общечеловеческие моральные нормы, в которых приоритет отводится справедливости, равенству и свободе.

Права и свободы человека и гражданина, по своей сути, являются фундаментальными общечеловеческими ценностями, ключевым моментом которых следует считать принцип равного достоинства всех людей, признание за человеком принадлежащего ему высшего свойства обладать разумом, волей и чувствами.

Но прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о правах человека вообще, целесообразно, на наш взгляд, обратившись к истории, проследить генезис их становления. Известно, что с момента зарождения человеческой цивилизации прогрессивных мыслителей древности беспокоили вопросы о свободе, равенстве, о принципах устройства справедливого общества.

Как на заре древности, так и сейчас на институт прав и свобод человека и гражданина оказывали и оказывают большое влияние факторы государственного устройства общества, политического режима, экономики и культуры.

Интересно
В условиях рабовладельческого строя идея равенства от рождения была невозможна в силу известных отношений, существовавших в тот период, основанных на попрании свободы одних людей другими, где человека можно было купить, продать, безнаказанно лишить жизни.

Но даже в пору таких отношений были люди, которые выступали против эксплуатации одних людей другими, считая всех равными от рождения. Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние на его жизнь.

Условия прогресса теоретического мышления складывались неравномерно в силу специфических обстоятельств, которые ускоряли или замедляли его развитие. Появление права было обусловлено возникновением государств.

Так, первыми государственными образованиями принято считать государства Ближнего Востока, в которых впервые были кодифицированы законы, устанавливающие справедливость во взаимоотношениях между людьми. Их политико-правовая мысль была основана на мифологических представлениях о порядке, справедливости и власти, что давало возможность политически организовать человеческое общество.

Правители древности настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти. Эти представления нашли отражение в древнем правовом памятнике XVIII в. до н.э. – законах Хаммурапи, в которых сказано о том, что данные законы ниспосланы верховным богом Мардуком для обеспечения справедливости среди людей.

Во введении к законам говорится: «Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей».

Древнейшие культуры Ближнего Востока имели контакты с Китаем, где развитие правовой мысли протекало относительно самостоятельно. Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было на Ближнем Востоке, уходит своими корнями в мифологическое мышление.

Фундаментальную роль во всей истории политической и этической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 до н.э.). Мысли Конфуция в форме его бесед с учениками сохранились в книге «Лунь юй» (Беседы и суждения). На протяжении многих лет эта книга оказывала влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев.

Конфуций сосредоточил свое внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим и обществу. Порядок, по его представлению, устанавливался благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми.

Греческая античная философия, сформировавшаяся в VII-VI вв. до н.э., своим характером и направленностью содержания отличавшаяся от древневосточных философских культур, явилась, по сути, первой попыткой рационального постижения окружающего мира.

Древнегреческие философы, выйдя за рамки мифологического менталитета, попытались научно обосновать первоосновы мира и вплотную занимались изучением основ натурфилософии.

В процессе развития античной философии и в связи с происходившими изменениями в общественных отношениях появился новый тип мыслителей, которые обратили внимание на проблематику, связанную именно с политической жизнью гражданина греческого полиса.

Поиски естественных основ права и закона в самой природе человека были сформулированы и развиты софистами, которые в своих воззрениях отмечали тот факт, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые права, обусловленные природой естественного права.

Гражданин одного города – такой же, как гражданин другого города, а представитель одного класса равен представителю другого класса, ибо по своей природе один человек равен другому человеку.

Принципы равноправия находились в центре внимания как старших, так и младших софистов, которые перенесли предмет философии от изучения начала мира к изучению и познанию природы человека, первоисточников его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Главный принцип софистов был сформулирован Протагором, который гласил: «Человек есть мера всех вещей».

Таким образом, был сделан существенный поворот от изучения принципов натурфилософии к субъективно-человеческому осмыслению личности. Подобный поворот считается великой исторической заслугой софистов, оказавших большое влияние на возникновение и развитие прав человека.

Отрицая неравенство людей по природе и выступая с критикой рабовладельческого строя, заметно опережая свое время, выступал древнегреческий философ Ликофронт. Он говорил, что «все люди рождены свободными, и природа никого не сделала рабом».

Ликофронт отрицал привилегии от рождения, а также считал, что по своей природе нет никакого различия между эллинами и варварами. Развивая концепцию Антифона о равенстве всех людей по природе, Ликофронт утверждал, что у эллинов и варваров, благородных и простых, одни и те же естественные потребности.

По его мнению, неравенство людей происходило и происходит из человеческих законов, а не из их природы. Подобные воззрения для того времени были более чем прогрессивными и заложили прочный фундамент концепции естественных прав человека. Именно деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знаний.

Эти поиски продолжил великий афинский философ Сократ (469-399 гг. до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик, человек, которого еще при жизни признали мудрейшим из всех людей. В дискуссиях с софистами Сократ воспринял ряд их идей и по-своему развил начатое ими изучение естества природы человека.

Философский интерес Сократа сосредоточился на вопросе о человеке и его сознании. «Познай самого себя» – его любимое изречение, которое было написано на стене храма Аполлона в Дельфах, в месте, где Сократ проводил свои беседы с учениками.

И это познание человеком самого себя явилось основополагающим в учении Сократа, который рассматривал человека не как отдельно взятого индивида, а как члена развитого общества в тесной взаимосвязи с государством.

Согласно его учению, интересы отечества выше и дороже отца и матери, именно они являются для граждан высшими родителями, воспитателями и повелителями.

В вопросах устройства государства Сократ считал, что государством должны править знающие люди. Это требование резюмирует его идеальное представление о государстве и разумно-справедливых началах государства и права.

Подобный политический идеал правления «знающих» критически расходился с принципами как демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании. Особенно резко Сократ критиковал тиранию.

Идеал государства Сократ видел в правлении знающих людей, компетентных в вопросах управления государством. Жизнь Сократа, его учение и смерть произвели большое впечатление на его современников и учеников, он явился ознаменованием нового периода классической философии, положившей начало высшим достижениям политико-правовой мысли.

Учение Сократа о справедливости и праве было продолжено его учеником Платоном (427-347 гг. до н.э.). В молодости он был учеником Сократа, оказавшим на его мировоззрение огромное влияние. После смерти Сократа Платон много путешествовал, изучая разного рода науки, и по возвращении в Афины основал знаменитую Академию, которая пережила его на целое тысячелетие.

В отличие от Сократа, Платон оставил множество трудов, его воззрения изменялись на протяжении долгого творческого пути. Особого внимания заслуживает учение Платона об идеальном государстве, в котором власть распределена по достоинству для достижения общего блага.

Во главе государства, по его мнению, должны стоять достойные и знающие люди-философы, которые должны править на основе разума. На страже государства должны стоять мужественные и самоотверженные люди-воины, подчиненные правителям.

И третье сословие Платон видел в ремесленниках и земледельцах, занятых созидательным трудом. Основываться государство должно на принципе справедливости, который состоит в том, чтоб каждое сословие занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Платон выступал против любой формы крайности, богатства и бедности, ратовал за умеренность и средний достаток.

Тем самым Платон хотел преодолеть раскол государства на богатых и бедных, чтобы предупредить противоречия, неизбежно возникающие на социально-экономической почве. Особенно прогрессивным для его времени было уравнение женщин в идеальном государстве в правах и возможностях с мужчинами, а также отмена рабства.

Выдвинутая Платоном идея о верховенстве закона легла в основу принципа демократического государства. Большое значение он придает разработке теории закона. «Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах».

На страже законов, как считал Платон, должно стоять правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.

К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, причастны все граждане государства. Творчество Платона и многие положения его учений о праве и законе оказали большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Образ мысли Платона и выдвинутая им теория об «идеальном государстве» вошли в основу представлений людей о правовом государстве.

Дальнейшее развитие античной философии и политико-правовой мысли связано с именем Аристотеля, который родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире. В 17 лет под влиянием молвы об Академии Платона переезжает в Афины, где становится учеником Платона.

В Академии он в течение 20 лет развивал свои творческие способности. Однако спустя десять лет пребывания в Академии он самоопределяется и занимает критическую позицию по отношению к позиции академиков.

Покинув Академию, Аристотель, так же как Платон, много путешествовал и, вернувшись в Афины, основал свою школу в афинском Ликее. Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике.

Политика как наука у него тесно связано с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности и знание этики. Объектами политической науки является прекрасное и справедливое.

Этика предстает как начало политики, введение к ней. Основным итогом этических исследований, существенных для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми.

Интересно
В своем учении Аристотель разделял право на естественное и условное. Он считал, что в процессе принятия законов установленное право должно исходить из естественного права, проистекающего из природы человека.

Существенным составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. «Всякий закон, – пишет он, – в основе предполагает своего рода право». Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Отступление закона от права означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию.

Предложенное Аристотелем устройство государства и общества, основанное на равном участии в государственных процессах политически свободных граждан, впоследствии заложило основы концепции правового государства, в основе которого лежит свобода граждан, частной собственности и семьи.

Фундамент государства, считал он, коренится в присущей природе человека естественной любви к себе. Себялюбие трактуется им как весьма ценная добродетель: «Каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего себя самого».

Но Аристотель против корыстолюбия, чрезмерного обогащения и т.п. Его позиция состоит в том, что собственность должна быть частной, а пользование ее плодами – общим.

Наиболее правильной организацией политического устройства общества, при которой граждане могут чувствовать себя в безопасности и быть счастливыми, Аристотель считал такое государство, в котором имеет место верховенство закона. В полисе, считал он, должно господствовать право, а не люди.

Государство, на его взгляд, продукт естественного развития, в основе которого лежат потребности людей. Аристотелю принадлежит знаменитое определение человека как «политического животного», т.к. в самой природе человека заложена потребность в консолидации с себе подобными, в объединении с равными людьми на основе справедливого закона.

Мыслители Древней Греции внесли существенный вклад в теоретическую разработку понятий государства и права. Философия эллинического периода заложила основы понятия свободы личности, свободы, трактуемой не только как социально-политической, но и духовной.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)