Права человека в иудейском праве

Иудейское право, так же как и мусульманское, является одной из древнейших правовых систем современного мира. М.Д. Грубарг полагает, что иудейское право является самобытным и независимым, культура еврейского народа и его религия, а также различные учения, такие, как каббала, находят приверженцев в раз-личных странах мира и которые сохраняются значимыми с древнейших времен зарождения данной культуры.

«Юридические нормы Торы и Талмуда, на которых основывалось, в частности, еврейское судопроизводство, таким образом, были сформулированы и существовали независимо от государства, задолго до его появления у евреев, до первых царей – Саула, Давида, Соломона».

Отсюда вытекает объяснение того, почему «находясь большую часть своей истории под юрисдикцией нееврейской государственности, евреи сохранили свое право вплоть до настоящего времени», тогда как «те или иные древние народы лишались государственности, их правовые системы постепенно теряли свою силу и исчезали».
Основными источниками еврейского права являются Тора и Галаха.

Галаха включает в себя нормативную часть Талмуда – законы, повеления, заповеди, обычаи, религиозные предписания, а также запреты и ограничения – весь комплекс вопросов, определяющих отношения между людьми. Тора же – первые пять книг Библии (Пятикнижие) – считается основным источником еврейского права, имея божественное происхождение.

Иудейское право не пострадало от того, что народ находился в изгнании. Основные жизненные ценности, нормы и правила регулирования частных случаев полностью сохранились и продолжали развиваться в диаспоре в рамках еврейской автономной общины.

М.Д. Грубарг полагает, что в подавляющем большинстве государств закреплен приоритет государства перед правом. В странах иудейской правовой системы существенным отличием является то, что «право и закон первичны, а государство и власть вторичны.

Согласно иудаизму, право и закон, дабы быть справедливыми, должны иметь божественное происхождение, должны быть от Бога».

В государстве Израиль отсутствует писаная конституция. При создании государства была принята Декларация Независимости Израиля, обнародованная 14 мая 1948 г. В указанном документе говорится, что государство Израиль зиждется на основах справедливости и мира, в соответствии с идеалами еврейских пророков.

Оно осуществляет полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы и пола. Оно обеспечивает свободу вероисповедания и совести, право пользоваться родным языком, право образования и культуры.

Кроме того, Верховный Суд Израиля установил в ряде свих решений, что равенство перед законом всех людей, свобода слова и печати, свобода выбора рода занятий и другие подобные свободы являются незыблемыми и основополагающими, на них базируется государственный строй.

Еврейское религиозное право на сегодняшний день остается неотъемлемой составной частью правовой системы современного Израиля. Иудейское право регулирует не только сферу персональных прав иудеев, личный правовой статус евреев, но, кроме того, дух и традиции еврейского религиозного права можно проследить во многих законодательных актах Израиля.

Именно поэтому, как не без оснований отмечается некоторыми исследователями, было бы «трагическим разрывом со всем прошлым еврейского народа, если бы Израиль провозгласил себя чисто светским государством и отказался от иудейского права». По их мнению, будущее «еврейского государства во многом зависит от способности сохранения им культурной самобытности (identity) и от непрерываемой религиозности избранных людей».

Интересно
В силу исторических обстоятельств отсутствия у евреев единого государства, ощущение «инородности» государства в жизни иудеев было преодолено лишь с помощью признания необходимости установления государства.

Главным аргументом сторонников признания института царской власти в Израиле была ссылка «на то, что отсутствие государства есть еще большее зло, чем те издержки, которые связаны с его функционированием, ибо без государства народ уже не может обойтись: отсутствие государства приводит к общему непорядку, произволу, социальному хаосу, и поэтому есть зло».

Однако установление власти и государственности не повлекли за собой идеализацию этих институтов, как это происходило в других правовых системах. Государство и правитель оставались в умах евреев делом рук человеческих, возникающих по воле, инициативе и желанию самих людей. Правители евреев оставались простыми смертными людьми.

Таким образом, в основе иудейского права заложен принцип равенства всех его членов, и даже царственные особы ничем не отличаются от остальных членов общества. Принцип теократии и те нормы, которые устанавливались еврейским правом, оставались главенствующими в иудейской правовой системе.

Право же устанавливал сам Яхве. Он устанавливал те законы, которые регулировали отношения членов еврейского общества и которых никто не смел ослушаться или изменить.

В сегодняшнем государстве Израиль многие положения иудейской правовой системы продолжают действовать и регулировать общественные отношения. Израильская государственность опирается на нормы права, берущие свое начало в религиозно-этических предписаниях, отражающих принципы справедливости и неприкосновенности прав личности.

Так как государство Израиль не имеет конституции, самые главные вопросы государственного регулирования регламентируются основными законами1. Однако «израильский метод разработки конституции уникален и отличается определенным отсутствием логики».

В разряд, регулируемый основными законами, подпадают такие отношения, как государственная собственность. В то же время такие отношения, как равноправие женщин, возвращение граждан, основными не считаются.

Несмотря на то, что Израиль является «молодым» государством, к тому же приверженность религии даже на государственном уровне очень сильна, существуют значительные результаты в сфере защиты и обеспечения прав человека в Израиле, в первую очередь связанные с развитием вопроса прав и свобод личности в конце 80-х и начале 90-х гг. Результаты эти, однако, не освобождены от специфики иудаизма.

В 1992 г. Кнессет (законодательный орган Израиля) принял два закона относительно защиты и обеспечения прав и свобод человека, которые явились первыми нормативными документами в Израиле в сфере прав личности. Этот период развития законодательства и концепции прав человека в Израиле называют «конституционной революцией».

Действительно, до этого момента положения о правах человека существовали только в международных документах, подписанных Израилем, обычаях и судебных решениях, которые оказывали и продолжают оказывать большое влияние в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности.

Итак, в 1992 г. Кнессетом Израиля были приняты следующие законы, послужившие так называемой «конституционной революцией» в Израиле, а именно: Основной закон о профессиональной свободе (принят 3 марта 1992 г., внесены поправки в 1994 г.), Основной закон о достоинстве и свободе личности (принят 17 марта 1992 г., внесены поправки в 1994 г.).

Эти законы охватывают лишь некоторые права и свободы концепции прав личности. Так, Основной закон о профессиональной свободе гарантирует каждому гражданину государства Израиль свободу в выборе профессиональной деятельности, профессии и ремесла (ст. 3).

Интересно
Основной закон о достоинстве и свободе личности закрепляет право на жизнь, здоровье, гарантирует достоинство человеческой личности (ст. 2, 4), право собственности (ст. 3), гарантирует свободу и защиту от ограничения свободы различными способами (ст. 5), право на свободный выбор места жительства, свободу покидать государство Израиль и возвращаться в страну (ст. 6), закрепляет право на свободу и неприкосновенность частной жизни, жилища, бесед, записей и заметок личности (ст. 7).

При этом характерно, что в самих законах делается четкий акцент на то, что данные законы приняты в целях сохранения чести, достоинства и свободы личности в соответствии с ценностями государства Израиль как еврейского и демократического государства.

Такой четкий акцент на национальную принадлежность очевидно противоречит общепринятым представлениям идеи прав человека, однако национальная нить вообще присуща иудейскому праву и праву государства Израиль.

Большую роль в признании в Израиле концепции прав личности играл и продолжает играть судебный орган власти. Правоприменительная практика признавала статус прав и свобод личности в израильской системе права.

«Верховный Суд был правомочен во многих случаях развивать прецедентное право, отстаивая эти свободы столь же эффективно, как если бы в стране существовала декларация прав человека.

В результате его решения и постановления защищают основополагающие ценности израильской правовой системы. Во многом благодаря этому израильтяне почти в полной мере пользуются теми же гражданскими правами, что и граждане других демократических государств.

Правоприменительная практика Верховного Суда в области прав человека объясняет, что в той мере, в какой Израиль стремится быть демократическим государством, основные права и свободы человека и гражданина, тесно связанные с самим понятием демократии, должны признаваться в качестве правовых принципов».

Верховный Суд Израиля рассматривает жалобы граждан на действия государственных органов и должностных лиц, обладая при этом эффективным в исполнении судебных актов и доступным для лиц, чьи права нарушены, механизмом. В 1981 г.

Судом было принято постановление, в котором устанавливается его право вмешиваться во внутреннюю деятельность израильского парламента. Верховный Суд Израиля является действительно эффективным средством (а продолжительное время он оставался и единственным) обеспечения прав и свобод личности в Израиле.

Имея ярко выраженный религиозный характер, еврейское право является в то же время сугубо национальным, и его развитие связано исключительно с творчеством еврейского народа. Этим еврейское право отличается от других религиозных систем, таких, например, как католическое и мусульманское право, которое создавалось и развивалось не представителями одного народа, а католиками и мусульманами разных наций.

Интересно
Иудейское право четкий акцент делает именно на евреев, а не на граждан Израиля – израильтян. Даже основные законы в сфере прав человека в Израиле подчеркивают свою приверженность ценностям еврейского государства, о чем уже упоминалось выше.

Закон о возвращении 1950 г. прямо связывает право на получение израильского гражданства и свободный въезд в страну на постоянное место жительства с национальной принадлежностью. Закон о гражданстве 1952 г. провозглашает, что «Государство Израиль существует с целью предоставления очага евреям всего мира».

Кроме того, на практике, даже если закон предусматривает равные права и возможности для всех граждан Израиля, еврей и араб оказываются в неравном положении.

Так, например, несмотря на закон о службе в Армии обороны Израиля, который предусматривает обязанность прохождения воинской службы для всего взрослого гражданского населения Израиля, фактически в израильской армии служат евреи, что впоследствии дает им ряд преимуществ и льгот (пособия, социальная помощь).

Таким образом, в Израиле наблюдается дискриминация по признаку национальности, что с позиции концепции прав человека является нарушением одного из основных прав и свобод человека.

Положение человека в обществе зависит от набора его прав и обязанностей. Понятия «права» и «обязанности» биполярны, они не могут существовать отдельно и безотносительно друг от друга. Каждому набору прав одного человека соответствует комплекс обязанностей другого или группы лиц. Право – это требование должного, а обязанность – это необходимость выполнить это требование.

Рассматривая право иудеев вообще, мы увидим, что исследуемая правовая система есть система обязанностей. «Четкого эквивалента нашему понятию “право” в классическом иврите нет, но несомненные эквиваленты понятию “обязанность” есть.

В литературных источниках нормативной еврейской традиции постоянно упоминаются “заповеди” (mitsvot) и “обязанности” (hovot). Что касается “прав”, то здесь ближайшим аналогом будет слово “разрешение” (reshut). Но “разрешения” относятся к тем действиям, о которых еще нет суждения закона и которые поэтому оставлены на личное усмотрение».

Круг обязанностей в первую очередь предусматривает выполнение религиозных предписаний. Здесь главнейшими выступают верность и почитаемость Бога, соблюдение религиозных праздников, ритуалов.

Соблюдение обязанностей сопровождалось поощрительными или принудительными санкциями. Причем в случае уклонения от исполнения обязанностей ожидаемые кары очень велики: «Если же не послушаете Меня, и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой; то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их…

И сломлю гордое упорство ваше… и земля ваша не даст произрастений своих…пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш, и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши… наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет… города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши… опустошу землю вашу, так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней.

А вас рассею между народами, и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены… оставшимся же из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут как от меча, и падут когда никто не преследует… и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших. А оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших, и за беззакония отцов своих исчахнут».

Таким образом, еврейское право есть право предписывающее, регламентирующее жизнь иудейского народа. Такой подход человеку с западным мировоззрением может показаться странным, антигуманным и недемократическим. Однако такая позиция не отражает действительности.

В связи с этим было бы уместно отметить, что каждый еврей обладает священным правом требовать от Бога правосудия. Это право перекрывает и компенсирует все предписания и обязанности. Это священное право красной нитью проходит через Писание и раввинистическую литературу.

Можно отметить, что общественное благо в еврейском праве превалирует над благом индивидуальным. В этом оно кардинальным образом отличается от западно-правовой концепции прав человека. Еврейский закон изобилует обязанностями, выполнение которых требуется от каждого отдельного человека.

Большинство из них носит официальный юридический характер, т.е. отказ их выполнять влечет за собой принудительные меры. Порой общество лишает своих членов каких-то прежних прав. Такое лишение всегда оправдано соображениями общего блага, берущего верх над интересами отдельной личности.

Тора, главнейшая книга иудеев, адресует свои заповеди как всему обществу в целом, так и отдельным его членам. «И общество, и каждый человек в отдельности обязаны поощрять взаимные права, выполнять как можно больше заповедей Торы».

Израильское государство во многих нормативных документах признает равные права не только за своими гражданами, но и за иностранцами: право на неприкосновенность личности, собственности, жилища и другие личные права, а также конституционные свободы и их юридические гарантии. Более того, иностранцам предоставлено право участвовать в выборах в органы местного самоуправления.

Таким образом, Израиль гарантирует и обеспечивает основные права и свободы не только своим гражданам, но также и подданным иностранных государств.

Интересен тот факт, что в праве Израильского государства наличие израильского гражданства не только наделяет граждан дополнительными политическими правами, как то:

  • право быть избранным в Кнессет;
  • право состоять в политических партиях и общественных организациях;
  • участвовать другими способами в политической жизни страны;
  • получать посты на государственной службе.

Но наличие израильского гражданства также влечет для граждан Израиля более суровую уголовную ответственность за совершение государственных преступлений, поскольку неотъемлемой частью правового статуса израильского гражданина является выполнение его долга перед своим отечеством. Еврейская религия в своей основе содержит тезис, что человек создан по образу и подобию Божьему.

Отсюда, как следствие, нерушимое достоинство человеческой личности и равного достоинства всех людей. Поэтому бытует мнение, что еврейская религия и религиозные права евреев – это средоточие и основа всеобщих прав человека. Евреи считают, что стих из книги Бытия, гласящий, что человек был сотворен по образу Божьему, задает основу межличностным отношениям и является важнейшим в силу того, что все несут в себе образ Божий, значит, все имеют право на уважение к своему достоинству.

Интересно
В силу того, что человек создан по образу и подобию Божьему, он должен следовать Божьим путем, подражать Богу, жить в соответствии с заложенной в каждого человека частичкой Божественного. «Эхо этого представления мы слышим в предписании Пятикнижия: “Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш”».

Таким образом, в иудаизме фундаментальной предпосылкой правам индивида служит вера в абсолютную и бескомпромиссную ценность человеческой жизни. Эта вера основана на уникальной ценности человека как Божественного создания.

Вследствие того, что человек имеет высшую ценность, его права должны быть признаны и уважаемы. Положения, издаваемые Верховным Судом Израиля, гласят, что любая дискриминация на почве расовых, половых, религиозных, политических и идеологических различий запрещена законом, и это правило лежит в основе конституционной системы Израиля.

В случае сомнения, пробела или неясности в законодательстве суды должны отдавать предпочтение такому решению вопроса, которое учитывает принцип всеобщего равенства перед законом.

Различными законами декларировано равенство мужчин и женщин, принцип равной оплаты за равный труд, отмена привилегии мужа в вопросах собственности. Работодатели не имеют права отказывать в найме на работу на основании половой принадлежности, семейного статуса и наличия детей.

Как и в любой религиозной правовой системе, в иудейском праве особое место в концепции прав человека занимает свобода вероисповедания. Иудейская правовая система предусматривает возможность исповедовать свою религию либо не исповедовать никакой.

В ряде случаев свобода совести нарушается системой раввинатских судов, которые свои решения выносят в пользу иудаизма. Кроме того, Уголовный кодекс Израиля содержит положения, которые вообще вступают в противоречие с общепринятыми стандартами свободы совести, а именно: предусмотрена уголовная ответственность за переход гражданами еврейского государства из одной религии в другую.

В случае так называемого подстрекательства перейти в другую религию или искушения такого перехода предусмотрена уголовная ответственность как для лица, склоняющего принять иную религию, так и для лица, поддающегося уговорам.

Свобода совести влечет за собой запрет оскорбления религиозных чувств. Кроме того, иудейская правовая система предусматривает обязанность граждан относиться с терпимостью к лицам, исповедующим иную религию. Свобода слова в данном случае также ограничивается свободой вероисповедания и терпимости к другим религиям.

Сильное влияние религии в Израиле выражается не только в действующем иудейском праве, но также и в оказываемом на законодательство влиянии религиозных кругов. Под их влиянием с целью обеспечения религиозных догм законодательный орган принимает такие нормативные акты, в которых содержится запрет работать в субботние дни – дни Шаббата, запрет на разведение свиней и продажу свинины.

Также следует остановиться на положении женщин в иудейской правовой системе. Существуют некоторые различия в правах и правовом статусе женщины согласно религиозной правовой системе.

Так, например, согласно источникам религиозного еврейского права женщина не может выступать в качестве свидетеля в уголовном процессе, а также занимать должность судьи.

Интересно
Наибольшее различие в статусе мужчины и женщины мы наблюдаем в области ритуального закона. «Согласно Мишне, женщина свободна от всех позитивных заповедей, выполнение которых зависит от времени. Это касается большинства законов о праздниках, если только особое толкование не вменит женщинам соблюсти обязанности. Это освобождение было широкомасштабным».

Связано это было с тем, что женщина в иудаизме – блюстительница домашнего очага, на нее возложены все семейные обязанности, в силу чего в любой момент она могла понадобиться мужу и детям, а следовательно, в интересах семейной стабильности от многих общественных обязанностей она была освобождена в форме запрещения совершать такие общественные обязанности.

Традиции иудаизма сильны в еврейском обществе и в настоящее время, несмотря на то, что Израиль признает западные стандарты демократии, прав и свобод человека, развитие государства в целом идет по западному пути.

Некоторые аспекты иудаизма противоречат международным, западным нормам о правах личности. Прежде всего, это свобода вероисповедания, дискриминация на основе национальности.

Религиозное право, хотя сфера его действия ограничена, все же продолжает регулировать некоторые аспекты общественной жизни и является источником права наравне с основными законами, судебными решениями.

В отличие от западной концепции прав человека для иудейской правовой семьи характерен приоритет обязанностей членов общества над правами. Также доминантой выступает общественное благо над благом индивидуальным.

Таким образом, концепция прав человека в иудейской правовой семье приобретает своеобразие, обусловленное сильным влиянием иудаизма, еврейской самобытности и культурными традициями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)