Повышение орфографической грамотности младших школьников

Одним из элементов функциональной грамотности учащихся считается читательская грамотность, помогающая учащимся работать с разными видами текстов: извлекать нужную информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию для решения жизненно важных задач.

Умение работать с текстом является основой развития личности ребёнка – ребёнок учится излагать свои мысли в устной и письменной форме, свободно общаться, повышается его грамотность письма. Повышение уровня читательской компетенции существенно влияет на формирование орфографической грамотности учащихся.

Формирование у младших школьников прочных орфографических умений и навыков является одной из важнейших задач уроков русского языка в начальной школе. Грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении, а также способствует успешному освоению содержания многих учебных предметов. Орфографическое правильное письмо – показатель образованного человека.

Интересно
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) ученик начальной школы, осваивая содержание учебного предмета «Русский язык», должен освоить правила правописания, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, осознавать причины появления ошибок и определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах.

Опыт работы в начальной школе показывает, что у младших школьников наблюдается недостаточно грамотная письменная речь. Ученики начальной школы допускают большое количество орфографических ошибок в письменной речи, испытывают трудности в правильном выборе написания слов. Неполный словарный запас, недостаточно развитый кругозор не позволяют учащимся правильно высказать своё мнение в устной и письменной форме. Перечислим причины, вызывающие эти затруднения.

  • Во-первых, у современных школьников наблюдается понижение уровня познавательного интереса, нежелание осваивать трудные правила орфографии, что приводит к безграмотному письму.
  • Во-вторых, современные дети мало читают книг, редко посещают библиотеки, не проявляют интерес к произведениям литературы.
  • В-третьих, у многих учащихся начальной школы слабо развит фонематический слух, память, внимание, слуховое и зрительное восприятие.
  • В-четвёртых, ученики часто поверхностно выполняют самопроверку письменных работ, не замечая ошибки в написанных словах и предложениях. В-пятых, часто учитель преподносит знания в готовом виде, недостаточно использует разнообразные приёмы для формирования орфографических умений и навыков младших школьников.

Исследователи русского языка выделяют зависимость результатов обучения правильному письму от того, насколько у пишущего развита способность видеть орфограммы, замечать встречающиеся при письме трудности. Отсутствие таких умений учёные считают важнейшей причиной орфографических ошибок. Как пишет М.Р. Львов, «эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограммы в процессе письма».

По утверждению М.Р. Львова, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных случаях там, где учитель системно работает над формированием орфографической зоркости, – 70 – 90%.

В настоящее время для активизации познавательной деятельности младших школьников при работе над формированием орфографически грамотного письма используются различные методы и приёмы, разнообразные упражнения. Однако они недостаточно систематизированы с учётом творческого подхода и слабо адаптированы с учётом возраста и психофизиологических возможностей учеников.

Исходя из этой проблемы, мы предлагаем ученикам начальных классов творческие задания, способствующие повышению орфографической грамотности. Дети младшего школьного возраста любят заниматься творческой деятельностью. Творческие письменные работы способствуют развитию творческого воображения и речи учащихся, обогащают словарный запас и помогают усвоению орфографических правил. Для повышения грамотного письма ученикам предлагаются различные виды творческих заданий: изложение текстов с придумыванием продолжения истории, составление ребусов и кроссвордов, сочинение небольших сказок, двустиший, небольших стихотворных текстов с использованием различных видов орфограмм.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)