Повышение функционально графической грамотности учащихся на этапе предпрофильной подготовки

Сегодняшняя социально-экономическая система требует и соответствующей ей системы образования, где будут созданы условия для само- определения учащихся, получения учащимися образования с учетом их склонностей и потребностей. Ведущей в этой системе является профилизация средней (полной) школы.

Предпрофильная подготовка необходима для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в старшей школе, а готовность учащихся к профильному самоопределению является одним из показателей эффективности предпрофильной подготовки.

Считаем наиболее целесообразным рассматривать предпрофильную подготовку как систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, способствующей их самоопределению по завершению основного общего образования в выборе дальнейшей образовательной траектории, в том числе и в готовности обучения в конкретном профиле средней школы.

На наш взгляд вопросы, обусловленные организацией предпрофильной подготовки в основной школе, должны иметь прямое отношение и к учебным предметам, в том числе и к предмету «математика». Решение проблемы самоопределения учащихся в системе предпрофильной подготовки относительно выбора дальнейшей образовательной траектории, в том числе и в выборе профиля обучения, мы видим не только в рамках элективных курсов, профориентации, но и в предметной составляющей учебных предметов, в частности, учебного предмета «математика», как одного из залогов успешной итого- вой аттестации и высокого рейтинга при конкурсном отборе в профильные классы.

На основании чего предлагаем следующую технологическую модель предпрофильной подготовки в предметной области «математика». Процесс предпрофильной подготовки в предметной области «математика» является динамическим, т.к. имеет временной вектор. Каждый этап данного процесса представляет собой функциональную систему, основанную на совместной работе всех его звеньев.

Исходя из этого, можно выделить следующие функциональные этапы структуры предпрофильной подготовки.

1. Подготовительный этап (8 класс), ориентированный на выявление образовательного запроса учащихся (и их родителей).

2. Основной этап (9 класс), ориентированный на моделирование видов образовательной деятельности, соответствующих различным профилям обучения и принятия решений в различных образовательных ситуациях.

3. Диагностический этап (конец 9 класса), ориентированный на оценку готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе или о поступлении в учреждение начального (среднего профессионального образования).

Каждый предыдущий этап динамической структуры предпрофильной подготовки обуславливает следующий. Данное построение процесса можно считать линейным. Каждый этап предлагаемой структуры подготовки обладает определенными целями, задачами, содержанием и процессуальными характеристиками, направленными в конечном итоге на формирование готовности учащихся к профильному обучению.

Под готовностью к учебной деятельности в выбранном профиле мы имеем в виду комплексное понятие, существенными признаками которого являются следующие качественные характеристики личности: наличие мотивов учебной деятельности; уровень знаний, умений и навыков, предусмотренных государственным образовательным стандартом; владение приёмами учебной деятельности; достаточный уровень развития психических познавательных процессов.

Интересно
Для решения проблем формирования готовности к учебной деятельности в конкретном профиле, для самоопределения учащихся в системе предпрофильной подготовки в 8–9 классах можно использовать огромный развивающий ресурс функциональной линии, которая является одной из центральных линий школьного математического образования. Основное назначение математических дисциплин состоит в подготовке математически грамотных людей, умеющих применять усвоенные математические методы.

В этом случае можно говорить о математической куль- туре. На уроках математики при изучении функционально-графического материала формируется грамотность, которая лежит на стыке математической и графической культур – функционально-графическая грамотность.

А одним из действенных инструментов развития у учащихся функциональной грамотности и последующих уровней образованности, может служить овладение ими компонентами знаково-символического (графического) моделирования на ступени основной школы.

В условиях вхождения России в мировое образовательное пространство, активной информатизации образования становится очевидной необходимость повышения качества образования за счет таких инструментальных средств, как знаково-символико-графическое моделирование или процесс визуализации учебной информации, обеспечивающий её свертывание-развертывание на основе анализа, синтеза, обобщения, классификации с целью формирования теоретических и прикладных знаний, развития мышления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)