Педагогический мониторинг и его роль в деятельности вуза

Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития). Педагогический мониторинг – это деятельность, которая лежит в основе организации целостного педагогического процесса.

Основу этой деятельности составляет система изучения студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Осуществление информационных условий для формирования целостного представления о структуре образования, о качественных и количественных изменениях в ней составляет основную функцию мониторинга  развития данной системы.

Этот проект мониторинга отличительным образом возникает на определенном этапе процесса образовательной системы. Ее реализация невозможна без становления необходимых критериев оптимальности, наличия интеллектуальных, финансовых и материально технических возможностей самой конфигурации образования и ее структурных компонентов.

Огромное значение имеет осознание субъектами этой системы целесообразности разработки реалистической модели мониторинга.

Основные дилеммы, решаемые в процессе мониторинга развития структуры образования, сводятся к следующему:

  • выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии структуре образования, о качественных и количественных изменениях в ней;
  • систематизация информации о состоянии и развитии структуры образования;
  • обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, происходящих в системе образования;
  • информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы образования, выработки управленческих решений.

Можно сказать, что одной из дилеммы мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности для эффективного функционирования объекта. Причем не просто констатация факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того, как позиция может стать необратимой.

Тем самым создается возможность устранить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий. В результате выполнению цели и задач, мониторинг развития системы образования является универсальным по своим исследовательским и практическим возможностям механизмом влияния и коррекции деятельности субъектов управлений системой.

Критериями действенности технологии являются педагогические знания образовательного процесса и умения; профессиональная направленность личности; интерес к педагогической науке. Педагогические знания – это понимание и сохранение в памяти основных фактов педагогически науки и вытекающих из них выводов, законов, других теоретических обобщений.

Эффективность усвоения студентами знаний измеряются их количеством и качеством как допустим: (основные категория и понятия, ведущие теоретические обобщения, факты, закономерности, выводы) (полнотой, осознанностью, прочностью, действенностью). Умение мы понимаем, как владение способами применять знания на практике.

К основным педагогическим умениям относятся: гностические, коммуникативные, конструктивные, организаторские, прикладные. Развитие педагогических умений определяется по уровням: репродуктивному, эвристическому, креативному. Профессиональная направленность рассматривается нами как совокупность устойчивых мотивов выбора профессии, определяющих отношение к преподавательскому труду.

Выдвигая этот критерий действенности технологии, тем самым придается ей ярко выраженный профессиональный смысл, целенаправленно усиливаем значимость предметов педагогического цикла, прививаем мотивацию к будущей профессии. Основными показателями профессиональной направленности являются: интерес к преподавательской профессии, деятельность по развитию педагогического мастерства.

Развитие профессиональной направленности определяется по 4 уровням: высокому, условно высокому, среднему, низкому. Профессиональная направленность тесно коррелирует с развитием интереса к педагогической теории и практике.

Интерес – это отношение личности к предмету, явлению, деятельности как к чему-то для нее ценному и привлекательному. Как форма проявления познавательной потребности интерес способствует более глубокому отражению действительности, реализуется в усвоении окружающего предметного содержания, развивается преимущественно во внутреннем плане.

Интересно
Он активизирует и стимулирует все без исключения психические процессы, предохраняют нервную системы от переутомления, способствует развитию воли и эмоциональной сферы личности. Руководствуясь этими психологическими установками, используя эти имманентные свойства интереса в организации учебного процесса, выявлены объективные связи, зависимости, отношения, которые существуют между интересом к педагогическим дисциплинам (к науке в целом) и методикой преподавания.

Проведенное исследование убеждает, в 90 случаях из 100 обучаемость студентов выше, интерес к педагогике сильнее, если они видят глубокую заинтересованность преподавателя в совершенствовании методики их обучения, если они сами привлекаются к подготовке занятий, если взаимодействие с ними носит творческий характер, если личностные качества педагога способствуют развитию психических процессов, эмоций, чувств обучающихся, если сам педагог любит, знает и верит в педагогическую науку и практику, если он сам является исследователем педагогических проблем.

Выявление уровня развития вышеуказанных критериев осуществляется целенаправленно на протяжении всего периода обучения студентов. Ведущими методами с первого по пятый курс являются: наблюдение преподавателя, самоанализы студентов.

Диагностическая основа придает разработанной технологии личностно-деятельностный характер, позволяет на любом из временных этапов вносить коррективы и изменения в работу со студентами в зависимости от поставленного диагноза, дает научную инструментовку для осуществления дифференциации и индивидуализации обучения.

Специальный срез по выявлению результативности разработанной технологии проводится на выпускном курсе; данные среза сопоставляются с результатами диагностических актов I-V курсов, после этого фиксируется конечный результат

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)