Познавательные универсальные учебные действия в структуре культуры самовыражения студентов первого курса

В современных публикациях понятие «универсальные учебные действия» рассматривается, с одной стороны, как умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

В этом контексте неоценимо велика их значимость для человека, начиная с поступления в школу и на протяжении всей жизни. С другой стороны, интересующее нас понятие часто конкретизируют, понимая под ним «совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».

В проводимых нами исследованиях, универсальные учебные действия (УУД), лежащие в основе любой деятельности, в том числе в освоении обучающимися вуза выбранной профессии, являются важной составляю- щей их культуры самовыражения.

Культура самовыражения, с нашей точки зрения, представляет собой личностное образование, которое включает ценности человека, способы получения сведений о себе и окружающем мире, особенности осуществления самораскрытия и самопрезентации, эмоциональные проявления, рефлексию.

Она позволяет каждому обучающемуся успешно взаимодействовать с другими студентами, преподавателями, определенным образом выражая себя Имеющиеся в составе культуры самовыражения студентов, способы получения сведений о себе и окружающем мире, основываются, в первую очередь, на тех УУД, которые должны были быть у них сформированы в годы школьного обучения.

«Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный … характер; обеспечивают целостность … развития; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащихся независимо от ее специально-предметного
содержания».

Очевидно, что такие умения необходимы для освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования. При этом, обучение в вузе, в отличие от школьного, предполагает значительно большее количество самостоятельной работы, выполняемой обучающимися. Оно характеризуется тем, что каждый студент, оказавшись в новых для себя условиях, должен постепенно освоиться в требованиях к нему со стороны вуза.

В этом процессе, с нашей точки зрения, одну из ведущих ролей играет его культура самовыражения, с входящими в нее умениями выполнять УУД В рамках статьи обратимся к познавательными УУД, состоящим из общеучебных, знаково-символьных, логических действий, действий по постановке и решению проблем. Их объем довольно широк.

Поэтому в проводимом исследовании был сделан акцент на следующих:

  • основные действия с информацией: находить нужную, составлять план ответа, отбирать самое важное в тексте, готовить доклад, реферат;
  • действия постановки и решения проблем: участие в проектной и исследовательской деятельности, самостоятельное проведение исследований;
  • действия аналогии, обобщения, абстрагирования. Для определения уровней сформированности перечисленных познавательных действий, соответственно, были использованы:
  • анализ выполнения обучающимися заданий на применение действий с информацией при подготовке к учебным занятиям, заданий нанаписание рефератов, подготовку докладов и выступление с ними;
  • наблюдение за участием студентов в проектной и исследовательской деятельности;
  • тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

В исследовании приняло участие 130 студентов первого курса института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». Срок проведения – первая и вторая неделя сентября 2020–2021 учебного года. В результате мы получили данные.

На основании сведений из таблицы 1 можем заключить, что основные действия с информацией, в среднем, сформированы почти у половины респондентов – 48% на среднем уровне. У 23% студентов – на высоком уровне и у 29% – на низком. При этом более всего показано высокого уровня сформированности умения находить нужную информацию, что требуется при освоении учебных дисциплин вуза. Больше всего результатов с низким уровнем сформированности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)