Познавательные универсальные учебные действия в структуре культуры самовыражения студентов первого курса
В современных публикациях понятие «универсальные учебные действия» рассматривается, с одной стороны, как умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
В проводимых нами исследованиях, универсальные учебные действия (УУД), лежащие в основе любой деятельности, в том числе в освоении обучающимися вуза выбранной профессии, являются важной составляю- щей их культуры самовыражения.
Культура самовыражения, с нашей точки зрения, представляет собой личностное образование, которое включает ценности человека, способы получения сведений о себе и окружающем мире, особенности осуществления самораскрытия и самопрезентации, эмоциональные проявления, рефлексию.
Она позволяет каждому обучающемуся успешно взаимодействовать с другими студентами, преподавателями, определенным образом выражая себя Имеющиеся в составе культуры самовыражения студентов, способы получения сведений о себе и окружающем мире, основываются, в первую очередь, на тех УУД, которые должны были быть у них сформированы в годы школьного обучения.
«Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный … характер; обеспечивают целостность … развития; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащихся независимо от ее специально-предметного
содержания».
Очевидно, что такие умения необходимы для освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования. При этом, обучение в вузе, в отличие от школьного, предполагает значительно большее количество самостоятельной работы, выполняемой обучающимися. Оно характеризуется тем, что каждый студент, оказавшись в новых для себя условиях, должен постепенно освоиться в требованиях к нему со стороны вуза.
В этом процессе, с нашей точки зрения, одну из ведущих ролей играет его культура самовыражения, с входящими в нее умениями выполнять УУД В рамках статьи обратимся к познавательными УУД, состоящим из общеучебных, знаково-символьных, логических действий, действий по постановке и решению проблем. Их объем довольно широк.
Поэтому в проводимом исследовании был сделан акцент на следующих:
- основные действия с информацией: находить нужную, составлять план ответа, отбирать самое важное в тексте, готовить доклад, реферат;
- действия постановки и решения проблем: участие в проектной и исследовательской деятельности, самостоятельное проведение исследований;
- действия аналогии, обобщения, абстрагирования. Для определения уровней сформированности перечисленных познавательных действий, соответственно, были использованы:
- анализ выполнения обучающимися заданий на применение действий с информацией при подготовке к учебным занятиям, заданий нанаписание рефератов, подготовку докладов и выступление с ними;
- наблюдение за участием студентов в проектной и исследовательской деятельности;
- тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
В исследовании приняло участие 130 студентов первого курса института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». Срок проведения – первая и вторая неделя сентября 2020–2021 учебного года. В результате мы получили данные.
На основании сведений из таблицы 1 можем заключить, что основные действия с информацией, в среднем, сформированы почти у половины респондентов – 48% на среднем уровне. У 23% студентов – на высоком уровне и у 29% – на низком. При этом более всего показано высокого уровня сформированности умения находить нужную информацию, что требуется при освоении учебных дисциплин вуза. Больше всего результатов с низким уровнем сформированности.
- Технологии психолого педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками
- Психологическая поддержка семей воспитывающих трудных подростков
- Из истории психологии
- Руминации как последствие детской психологической травмы
- Алекситимия как проблема подготовки будущих педагогов
- Кризис четверти лет
- Профессиональное выгорание
- Основные проблемы гендерной идентификации современной молодёжи
- Особенности межличностных отношений трудных подростков со сверстниками
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу