Потребности, интересы, социальные ценности

В мотиве столько отражается личность.

“Каждый Стмигилько, сколько стоит то, о чем он хлопочет” (Ма Аврелий). В современной психологической литерату почти общепризнанным считается утверждение о та
что мотив как двигатель поведения возникает из акт альной в данный момент человеческой потребност).

Понятие потребности в теории мотивации рассматри стоя в трех смыслах: 1) как благо, в котором нуждаетс индивид; 2) как свойство личности; 3) как переживанй нужды в чем-либо, вызывающее поисковую активносиндивида.

В этой работе потребность употребляете главным образом в последнем смысле как первоисточ-Д
ник возникновения и реализации мотива поведения.

пичаются потребности индивидуальные, групподдективные и социальные (общественные). Их
>^’ дательная характеристика “^^-классификация  черезвычайно разнообразны и составляют обширную литературу.

Большинство авторов не только называет  долее характерные человеческие потребности, но и рщатривает их структурное, в основном иерархиче строение. Группирование при этом производится ^е разнообразное -от 3 до 16 позиций. Остановрь на двух, наиболее распространенных.

Криминологи и юристы – специалисты в области уголовного права – различают три типа потребностей;

1) нормальные, соответствующие характерному для данного общества или класса типу личности и образу жизни,

2) деформированную систему потребностей, в которых одни потребности развиты за счет других;

3) извращенные потребности, удовлетворение которых объективно противоречит развитию личности и интересам общества.

Упоминание деформированных и извращенных потребностей вызывает возражение. Извращенными потребностями называют обычно тяготение к алкоголю, наркотикам, гомосексуализму и т. п.; деформированными – жажду власти, гипертрофированную потребленческую активность и т. п.

Бесспорно, для многих лиц; осужденных за совершение преступлений, названные пристрастия далеко не безразличны. Но в основе их нетрудно увидеть первичные, вполне нормальные
нужды в физическом и духовном комфорте, в самовыражении, социальном статусе и т. д. На мой взгляд, асоциальны и извращены не потребности, а средства и пути их удовлетворения.

Потребности как условия,объективно необходимые для существования и развития личности, не могут быть антиобщественными.

Более убедительными и перспективными для изучения криминальной мотивации представляются иерахические структуры, построенные по критериям социализации потребностей. Большую популярность на паде приобрела классификация мотивов, предложе,
ная американским психологом А. Маслоую.

Она предполагает пять уровней. В основании пирамид находятся “низшие”, физиологические потребности еде, воде, определенной внешней температуре, сексуаальная потребность и т. п. в той мере, в какой они обепечивают жизнедеятельность индивида. Маслоу называет их нуждами.

Над ними располагаются жизнена важные потребности в безопасности – защите от б
ли, страха, гнева, неустроенности и пр. Третий уровев человеческих потребностей образуют “социогенны нужды” в социальной связи с другими людьми любви, сочувствии, социальной присоединенност социальной идентификации.

На четвертом уровне – самоуважение: потребности в достижениях – в признании, одобрении. Пятый уровень составляют потренести в самоактуальности, или потребности роста,;
Это стремление к реализации собственных возможноетей, потребность в информации, в познании, в осмыслении окружающего мира.

“Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность можно назвать са-1
моактуализацией’^.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)