Построение сбалансированной системы показателей
В современных экономических условиях хозяйствования сбалансированная система показателей (ССП) все чаще используется для управления организациями, так как эффективное управление на основе только финансовых показателей становится невозможным.
Следует отметить, что, несмотря на положительные моменты применения, ССП требует конкретизации и выделения специфики для каждой отрасли экономики. В сельскохозяйственных организациях, отличающихся сезонностью и высокими рисками, внедрение этой системы требует особого алгоритма применения.
ССП представляет собой перспективную модель стратегического управления, которая переводит стратегию развития сельскохозяйственной организации в систему измеримых показателей и определяет последовательность действий по достижению их целевых значений. Формирование ССП является начальным этапом при создании в сельскохозяйственной организации системы менеджмента качества (СМК).
На втором этапе, учитывая счетный регламент организации, а также определив нормативные показатели деятельности создается методика бюджетирования. И уже на заключительном этапе, определив все вышеуказанные показатели, составив систему и бюджет возможно разработать интегрированную модель СМК. Внедрение каждого этапа отдельно ведет к повышению эффективности системы управления.
При последовательной реализации этапов формируется единый контур управления стратегическими решениями и текущей деятельностью организации, что позволяет:
- четко сформулировать стратегию сельскохозяйственной организации и оценить реалистичность ее выполнения;
- согласовать цели и задачи деятельности структурных подразделений (отделений, цехов, ферм, комплексов, бригад и т. д.) и всех работников со стратегией сельскохозяйственной организации;
- обеспечить взаимосвязь стратегии, бюджетирования и системы менеджмента качества;
- получить своевременную информацию о результатах реализации стратегии сельскохозяйственной организации и принять корректирующие управленческие решения.
Разработка ССП ориентируется на стратегические цели и является средством повышения эффективности деятельности организации. Сбалансированная система показателей в классическом варианте должна содержать четыре проекции, представляющие собой стратегически важные аспекты деятельности организации, сталкивающейся с множеством кардинальных изменений среды своего существования (рисунок 12).
Первая проекция включает традиционные финансовые показатели. Как бы мы ни доказывали важность рыночной ориентации организации и совершенства внутренних процессов, собственника всегда в первую очередь будут интересовать показатели финансовой отдачи на вложенные средства.
Поэтому сбалансированная система должна начинаться (в классификации) и заканчиваться (в конечной оценке) финансовыми показателями. Вторая проекция описывает внешнее окружение организации, ее отношения с клиентами.
Основные фокусы внимания:
- способность к удовлетворению запросов клиента;
- способность к удержанию существующих клиентов;
- способность привлечения новых клиентов;
- доходность клиента;
- объем рынка;
- рыночная доля в целевом сегменте.
Третья проекция характеризует внутренние процессы организации:
- инновационный процесс;
- разработка продукта;
- подготовка производства;
- снабжение основными ресурсами;
- изготовление;
- сбыт;
- послепродажное обслуживание.
Четвертая проекция позволяет описать способность организации к обучению и росту, которая фокусируется в следующие факторы:
- люди с их способностями, навыками и мотивацией;
- информационные системы, позволяющие поставлять критическую информацию в режиме реального времени;
- организационные процедуры, обеспечивающие взаимодействие между участниками процесса и определяющие систему принятия решения.
Эти четыре проекции представляют собой причинно-следственную цепочку действий по осуществлению стратегии. Пример такой причинно-следственной связи между четырьмя проекциями представлен на рисунке 13.
Универсальными показателями в матрице ССП безотносительно к виду и масштабу бизнеса являются:
- Экономическая добавленная стоимость (EVA) – дает однозначное понимание для собственника: что ему принес или принесет бизнес как за счет операционных доходов (от продаж), так и за счет наращения потенциала капитализации.
- Эффект финансового левериджа – показывает, на кого работает менеджмент: на интересы собственника или кредитующего банка.
- Темпы изменения производительности труда и зарплатоемкости – любая финансовая мотивация должна быть следствием опережающего роста производительности, а не наоборот.
- Относительная экономия ресурсов при росте бизнеса – как бы экстенсивно не развивался бизнес, должна обеспечиваться интенсивность использования ресурсов.
В таблице 7 представлена структура внедрения ССП на перерабатывающем предприятии АПК.
В таблице 7 сгруппированы характерные показатели именно для организаций, перерабатывающих сельхозпродукцию. Для организаций с иной внутриотраслевой специализацией растениеводства (производство зерна, плодов, овощей, элитных семян и т. д.) и животноводства (разделение по линии молочного, мясного, мясомолочного, молочно-мясного скотоводства, свиноводства, овцеводства, птицеводства и т. д.) состав показателей изменится с учетом внутренних бизнес-процессов, а возможно, и в отношении других перспектив ССП. Сбалансированность – центральное понятие методологии ССП.
Сами по себе четыре проекции в стратегической карте подобраны и расположены так, что на верхнем «качественном» уровне они уравновешивают между собой стратегические цели организации по перспективам «снизу вверх»:
- достижение целей в проекции «инновации и персонал» должно обеспечить достижение целей в проекции «внутренние бизнес-процессы»;
- достижение целей в проекции «внутренние бизнес-процессы» должно обеспечить достижение целей в проекции «клиенты»;
- аналогично достижение целей в проекции «клиенты» должно обеспечить достижение целей самой верхней проекции «финансы».
- Стратегический контроль и корректировка стратегии
- Методы планирования и прогнозирования финансовых показателей
- Политика комплексного оперативного управления оборотными активами и текущими обязательствами
- Оптимизация ключевых показателей стратегии финансирования оборотых активов
- Типы стратегий финансирования оборотных активов и их особенности в аграрных формированиях
- Особенности управления финансовыми ресурсами в сельском хозяйстве
- Стратегия управления финансовыми ресурсами в сельскохозяйственных организациях
- Разработка и анализ финансовой стратегии развития организации
- Выбор главной финансовой стратегии организации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу