Построение сбалансированной системы показателей

В современных экономических условиях хозяйствования сбалансированная система показателей (ССП) все чаще используется для управления организациями, так как эффективное управление на основе только финансовых показателей становится невозможным.

Интересно
ССП позволяет объединить и варьировать финансовые и нефинансовые показатели эффективности. Эта система может отражать все основные бизнеспроцессы и включать в себя внутренние показатели деятельности организации, через которые можно регулировать изменения рынка, степень удовлетворенности потребителей, а также оценить стратегию развития организации и ее реализацию в реальном масштабе времени.

Следует отметить, что, несмотря на положительные моменты применения, ССП требует конкретизации и выделения специфики для каждой отрасли экономики. В сельскохозяйственных организациях, отличающихся сезонностью и высокими рисками, внедрение этой системы требует особого алгоритма применения.

ССП представляет собой перспективную модель стратегического управления, которая переводит стратегию развития сельскохозяйственной организации в систему измеримых показателей и определяет последовательность действий по достижению их целевых значений. Формирование ССП является начальным этапом при создании в сельскохозяйственной организации системы менеджмента качества (СМК).

Внедрение ССП как основы создания СМК носит каскадный характер. На первом этапе, определив цели, требования и критерии развития, разработав стратегию развития организации, а также выявив потенциал организации, разрабатывают систему сбалансированных показателей.

На втором этапе, учитывая счетный регламент организации, а также определив нормативные показатели деятельности создается методика бюджетирования. И уже на заключительном этапе, определив все вышеуказанные показатели, составив систему и бюджет возможно разработать интегрированную модель СМК. Внедрение каждого этапа отдельно ведет к повышению эффективности системы управления.

При последовательной реализации этапов формируется единый контур управления стратегическими решениями и текущей деятельностью организации, что позволяет:

  • четко сформулировать стратегию сельскохозяйственной организации и оценить реалистичность ее выполнения;
  • согласовать цели и задачи деятельности структурных подразделений (отделений, цехов, ферм, комплексов, бригад и т. д.) и всех работников со стратегией сельскохозяйственной организации;
  • обеспечить взаимосвязь стратегии, бюджетирования и системы менеджмента качества;
  • получить своевременную информацию о результатах реализации стратегии сельскохозяйственной организации и принять корректирующие управленческие решения.

Разработка ССП ориентируется на стратегические цели и является средством повышения эффективности деятельности организации. Сбалансированная система показателей в классическом варианте должна содержать четыре проекции, представляющие собой стратегически важные аспекты деятельности организации, сталкивающейся с множеством кардинальных изменений среды своего существования (рисунок 12).

Построение сбалансированной системы показателей

Первая проекция включает традиционные финансовые показатели. Как бы мы ни доказывали важность рыночной ориентации организации и совершенства внутренних процессов, собственника всегда в первую очередь будут интересовать показатели финансовой отдачи на вложенные средства.

Поэтому сбалансированная система должна начинаться (в классификации) и заканчиваться (в конечной оценке) финансовыми показателями. Вторая проекция описывает внешнее окружение организации, ее отношения с клиентами.

Основные фокусы внимания:

  • способность к удовлетворению запросов клиента;
  • способность к удержанию существующих клиентов;
  • способность привлечения новых клиентов;
  • доходность клиента;
  • объем рынка;
  • рыночная доля в целевом сегменте.

Третья проекция характеризует внутренние процессы организации:

  • инновационный процесс;
  • разработка продукта;
  • подготовка производства;
  • снабжение основными ресурсами;
  • изготовление;
  • сбыт;
  • послепродажное обслуживание.

Четвертая проекция позволяет описать способность организации к обучению и росту, которая фокусируется в следующие факторы:

  • люди с их способностями, навыками и мотивацией;
  • информационные системы, позволяющие поставлять критическую информацию в режиме реального времени;
  • организационные процедуры, обеспечивающие взаимодействие между участниками процесса и определяющие систему принятия решения.

Эти четыре проекции представляют собой причинно-следственную цепочку действий по осуществлению стратегии. Пример такой причинно-следственной связи между четырьмя проекциями представлен на рисунке 13.

Построение сбалансированной системы показателей

Универсальными показателями в матрице ССП безотносительно к виду и масштабу бизнеса являются:

  1. Экономическая добавленная стоимость (EVA) – дает однозначное понимание для собственника: что ему принес или принесет бизнес как за счет операционных доходов (от продаж), так и за счет наращения потенциала капитализации.
  2. Эффект финансового левериджа – показывает, на кого работает менеджмент: на интересы собственника или кредитующего банка.
  3. Темпы изменения производительности труда и зарплатоемкости – любая финансовая мотивация должна быть следствием опережающего роста производительности, а не наоборот.
  4. Относительная экономия ресурсов при росте бизнеса – как бы экстенсивно не развивался бизнес, должна обеспечиваться интенсивность использования ресурсов.

В таблице 7 представлена структура внедрения ССП на перерабатывающем предприятии АПК.

Построение сбалансированной системы показателей

Построение сбалансированной системы показателей

В таблице 7 сгруппированы характерные показатели именно для организаций, перерабатывающих сельхозпродукцию. Для организаций с иной внутриотраслевой специализацией растениеводства (производство зерна, плодов, овощей, элитных семян и т. д.) и животноводства (разделение по линии молочного, мясного, мясомолочного, молочно-мясного скотоводства, свиноводства, овцеводства, птицеводства и т. д.) состав показателей изменится с учетом внутренних бизнес-процессов, а возможно, и в отношении других перспектив ССП. Сбалансированность – центральное понятие методологии ССП.

Сами по себе четыре проекции в стратегической карте подобраны и расположены так, что на верхнем «качественном» уровне они уравновешивают между собой стратегические цели организации по перспективам «снизу вверх»:

  • достижение целей в проекции «инновации и персонал» должно обеспечить достижение целей в проекции «внутренние бизнес-процессы»;
  • достижение целей в проекции «внутренние бизнес-процессы» должно обеспечить достижение целей в проекции «клиенты»;
  • аналогично достижение целей в проекции «клиенты» должно обеспечить достижение целей самой верхней проекции «финансы».
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)