Порядок заключения договора перевозки пассажира

Поскольку договор пассажирской перевозки является консенсуальным, для его заключения достаточно достичь соглашения сторон.

В большинстве случаев пассажирские перевозки осуществляются общественным транспортом. Договоры перевозок, заключаемые при этом, являются, во-первых, публичными, а во-вторых, договорами присоединения.

Публичность договора пассажирской перевозки означает, что транспортная организация должна заключить договор с любым гражданином, который к ней обратился с такой просьбой. Условия договора должны быть для всех пассажиров одинаковыми.

Кроме того, транспортная организация должна быть включена в официальный перечень общественных перевозчиков. Так, Верховный Суд РФ в своем решении от 19.05.2003 № ГКПИ2003-353 «О признании недействующим абзаца 8 пункта 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 года № 30» признал незаконными отдельные положения Правил, касающиеся предоставления возможности перевозчиком привилегий юридическим лицам перед иными потребителями при приобретении проездных билетов.

В частности, суд отметил, что неравенство прав по приему заказов на приобретение проездных документов (и как следствие этого – на заключение договора перевозки) проявляется в том, что юридические лица могут подать заказ на оформление проездных документов (билетов) по групповым заявкам в период от 60 суток до отправления поезда, а в отношении иных потребителей такая норма в Правилах отсутствует. Тем самым пассажиры (потребители), желающие совершить поездку самостоятельно, а не в составе организованных групп, имеют меньше возможностей по приобретению проездных документов на поезда дальнего и местного следования.

Интересно
В соответствии со ст. 426 ГК коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Квалификация договора пассажирской перевозки в качестве договора присоединения свидетельствует о том, что его условия определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе, как путем полного их одобрения.

Об этом свидетельствует и судебная практика. Верховный Суд РФ в своем решении по конкретному делу № ГКПИ 03-55 от 05.06.2003 указал, что, приобретая проездной документ для проезда в поезде пригородного сообщения, гражданин принимает предложенные ему условия договора перевозки путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК). При этом нет оснований считать, что этот договор лишает пассажиров прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, и содержит явно обременительные для них условия, поскольку законодатель специально регламентирует права пассажиров.

В соответствии с ч. 2 ст. 786 ГК заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 82 УЖТ. В билете, как правило, содержатся все существенные условия перевозки.

Следует обратить внимание на то, что билет не является формой договора перевозки пассажира, а лишь свидетельствует о заключении такого договора.

Условия договора перевозки могут публиковаться в СМИ. В этих случаях пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки может быть выдан жетон, месячный абонементный билет, пластиковая карта.

Покупая их, пассажир присоединяется к опубликованным стандартным условиям перевозки. Предложение перевозчика приобрести билет, жетон и пр. носит характер оферты. Акцептом же являются конклюдентные действия пассажира, которые могут проявляться в различных формах: покупке билета, прохождении через турникеты с использованием жетонов и пластиковых карт и т.п.

В связи с тем, что договоры перевозки могут осуществляться на основании абонементного билета, позволяющего пассажиру воспользоваться услугами перевозчика неоднократно, в литературе предлагается договоры перевозки пассажиров классифицировать на разовые и длительные.

Транспортные предприятия обязаны обеспечить продажу билетов (жетонов, магнитных карт) в кассах вокзалов

Пассажир должен хранить проездной билет до конца поездки. Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. Однако если пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного (ст. 82 УЖТ).

Как справедливо утверждает В. А. Егиазаров, «если у пассажира имеется определенное место и он может доказать правомерность своих притязаний, то нельзя не разрешить этому лицу воспользоваться своим правом проезда, учитывая, что договор перевозки был заключен… Поэтому следует признать, что если пассажиром представлены доказательства заключения договора на проезд на точно определенное место в данном подвижном составе, то у перевозчика нет достаточных оснований требовать заключения нового договора перевозки пассажира».

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)