Понятия роста и развития

1.Рост

2.Детство

 

Основная специфическая особенность маленьких детей заключается в том, что они быстро меняются, находятся в постоянном развитии.

Причем чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Здесь мы должны раз­личать два важнейших понятия детской психологии — понятия роста и развития.

 

Определение
Рост — это количественное изменение или усовершенствование того, что уже есть, какой-либо конкретной функции или качества. Прибав­ляется вес ребенка, увеличивается его рост, он осваивает все больше действий с предметами, больше слов и пр.

 

Это явления роста, то есть количественного накопления. Если мы будем рассматривать ребенка как маленького взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям, то есть к увеличению и усилению того, что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового при этом не образуется.

В отличие от этого, развитие характеризуется качественными изме­нениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками и равнодушно сколь­зил по ним взглядом, а сегодня тянется к ним и постоянно требует новые предметы. Или раньше ребенок не обращал внимания на оценки окру­жающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы.

Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни и в отношении к окружающему, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, то есть изменилась структура его психических процессов.

 

Определение
Детство — период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не проходит так много качественно своеобразных этапов своей жизни, как в раннем и дошкольном детстве.

 

За первые 5-6 лет он превращается из совершенно беспомощного мла­денца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера и взглядами на жизнь. Постоянное движение ребен­ка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и самодея­тельности дает факты, характеризующие детское развитие. Этими фактами и оперирует детская психология.

Несмотря на различия, которые, безусловно, существуют между деть­ми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3-4 месяца все младенцы радуются взросло­му, около года дети предпочитают играть с игрушками, а около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер.

Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии: отстава­нии, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причи­ны. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин — важнейшая задача детской психологии.

 

Все дети проходят в своем развитии определенные стадии, или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психи­ческой жизни. Изучение закономерностей психического развития ребен­ка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная зада­ча — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

 

Поэтому детская психология является составной частью возрастной психологии, то есть науки, изучающей возрастные закономерности психического развития человека. Но если возрастная психология охва­тывает все этапы жизни, включая зрелость и старость, то детская зани­мается только ранними возрастами (от 0 до 7 лет), когда развитие про­ исходит наиболее быстро и интенсивно.

Чем же определяется это развитие? Главный вопрос, который здесь возникает, — это вопрос об относительной роли природных свойств организма и человеческих условий воспитания ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)