Понятие ведущей деятельности

1.Термин «деятельность» А. Н. Леонтьева
2.Стадия развития  А.Н. Леонтьева
3.Психологически деятельность

Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воз­действий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятель­ности. Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Кате­гория деятельности является одной из фундаментальных психологи­ческих категорий и широко используется в детской психологии. Наи­более полно и конструктивно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

Термином «деятельность» А. Н. Леонтьев называл лишь те процес­сы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им по­требности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют боль­шую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить о за­висимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.

Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризуется опре­деленным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действи­тельности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показате­ли, то есть сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой:

  • происходят главнейшие изменения в отдельных психических про­цессах;
  • развивается личность ребенка в целом; • зарождаются новые формы деятельности.

Классическим примером такой деятельности является ролевая игра, которая является ведущей для дошкольного возраста. Именно благода­ря ей происходят главные изменения в психике и личности ребенка. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в части IV нашей книги.

Психологически деятельность характеризуется тем, что ее предмет (то есть то, на что она направлена) всегда совпадает с тем, что побуж­дает человека к данной деятельности (то есть с ее мотивом). Например, ученик, готовясь к экзамену, читает учебник по литературе. Мож­но ли этот процесс назвать деятельностью? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить психологическую характеристику этого про­цесса, то есть его мотив. Если наш ученик, узнав, что экзамен отме­няется, охотно бросает книгу, то ясно, что мотивом, побуждающим его читать, было вовсе не содержание книги, а необходимость сдать экза­мен. То, на что было направлено чтение, не совпадало с тем, что побуж­дало его читать. Следовательно, в данном случае чтение не было для него деятельностью. Деятельностью здесь была подготовка к экзамену, а не чтение книги само по себе.

От деятельности следует отличать действие. Действие — это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. В приведенном выше случае чтение книги является именно действием. Ведь то, на что оно направлено (знакомство с содержанием книги), не является его мотивом. Побуждает его к чтению совсем не книга, а предстоящий экзамен.

Поскольку сам предмет действия не является мотивом и не побуж­дает действовать, для того чтобы действие возникло, необходимо, что­бы его предмет был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую он входит (то есть чтобы человек понимал, для чего он это делает). Такое осознанное отношение становится целью действия. Та­ким образом, действие побуждается непосредственно осознаваемой целью. Например, цель чтения книги (усвоить ее содержание) стоит в определенном отношении к мотиву (сдать экзамен).

Действие реализуется посредством операций, представляющих со­бой конкретный способ осуществления действий. Если действия опре­деляются целью, то операция зависит от условий, в которых эта цель дана, то есть задачей, требующей определенного способа действий. Одно и то же действие может осуществляться с помощью различных опера­ций. Например, запоминать стихотворение можно, читая его вслух по частям, или переписывая, или молча, читая про себя, — все зависит от условий. Первоначально операции формируются как целенаправлен­ные действия, и лишь затем они могут приобрести форму автоматизи­рованного навыка.

Таким образом, структура деятельности включает три уровня: дея­тельность — действие — операция, которым соответствует психологи­ческий ряд «мотив — цель — задача». Однако эти уровни структуры деятельности не являются жестко фиксированными и постоянными. В ходе самой деятельности возникают новые мотивы, цели, задачи, в ре­зультате чего действие может превратиться в деятельность или в опе­ рацию, и таким образом происходит развитие деятельности.

Важнейшим механизмом развития деятельности является, по терми­нологии А. Н. Леонтьева, «сдвиг мотива на цель». Суть его состоит в том, что цель, которая раньше побуждалась каким-то другим мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом. Продолжая наш пример с учеником, этот механизм можно проиллюстрировать следующим образом. Предполо­жим, что, читая книжку, наш ученик так увлекся ее содержанием, что оно стало для него важнее и привлекательнее подготовки к экзамену, и, несмотря на отмену экзамена, он продолжает ее читать. Содержание книги стало для него самостоятельным мотивом, а значит — чтение этой книги из действия превратилось в деятельность.

Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произой­ти, только если действие вызывает яркие положительные эмоции. «Впитывая» в себя радостные переживания, связанные с другими мотивами, предмет действия (его цель) сам приобретает положительный эмоциональный заряд и становится побудителем новой деятельности. Каким же образом (и всегда ли) происходит развитие деятельности в процессе обучения ребенка? Как могут возникнуть радостные эмоции в процессе усвоения культурных норм и правил поведения? Отвечая на эти вопросы, мы вынуждены вернуться к роли взрослого в психическом развитии ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)