Понятие «выборка»

В настоящее время в эмпирической социологии массовых опросов термин «выборка» имеет два основных достаточно устоявшихся значения.

  • В одних случаях понятие «выборка» используется в качестве синонима понятия «выборочная совокупность» — часть населения (популяции), которая, собственно, и подвергается опросу, с тем чтобы полученные результаты могли быть распространены на изучаемую популяцию в целом.
  • В других случаях под «выборкой» подразумевают про¬цесс отбора единиц наблюдения (технология, способы и методы такого отбора определяют тип выборки) — в данных случаях слово «выборка» является синонимом процедурной категории — «отбор единиц наблюдения».

Построение выборки при подготовке проекта конкретного социологического исследования сводится к решению трех основных проблем:

  • определение объема выборки — количества человек, которых следует опросить для получения качественной информации;
  • определение типа выборки — построение конкретной схемы процедуры отбора;
  • оценка качества выборки — определение, с какой вероятностью и степенью точности результаты опроса выборочной совокупности можно будет переносить на ту или иную часть населения.

Проблемы перечислены в том порядке, в котором они чаще всего возникают перед разработчиками проекта. Но решаться они должны в обратной последовательности. Проблема качества выборки является ключевой — с нее начинается разработка выборки (так как именно она определяет подходы к решению вопроса об объеме и типе выборки), и ответ на этот вопрос после окончания сбора данных ложится в основу анализа полученной информации и интерпретации результатов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)