Понятие средства прокурорского реагирования

Властно-надзорные полномочия прокурора позволяют ему своевременно выявлять нарушения закона органами дознания и следователями, действенно реагировать на каждый случай невыполнения правовых требований и предупреждать возможные нарушения закона в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Для реализации этих полномочий прокурору предоставлено право вынесения соответствующих постановлений, направления письменных требований, дачи письменных указаний, дачи санкций или отказе в нем, письменного согласия с постановлением органа дознания или следователя. Любой правовой акт прокурорского надзора в этом направлении деятельности прокурора порождает определенные юридические последствия: восстанавливает нарушенное право человека и гражданина, придает юридическую силу решению органа дознания или следователя либо пресекает и предупреждает нарушения в их деятельности.

Наличие у прокурора властно-надзорных и процессуальных полномочий позволяют ему непосредственно вмешиваться в существо деятельности по производству дознания и предварительного следствия на любом этапе, оценивать эту деятельность как с точки зрения ее законности, так и целесообразности, и не только предупреждать, но и самому устранять любые нарушения законности.

Особенность правовых средств прокурорского надзора в первую очередь в отношении органов дознания и процессуальной деятельности дознавателей состоит в том, что прокурор не опротестовывает незаконные процессуальные акты должностных лиц по уголовным делам, а сам отменяет их; не обращается с просьбой о производстве тех или иных следственных действий, а дает об этом указания (устные либо письменные), обязательные для лиц, производящих расследование в форме дознания.

Не участвуя в производстве предварительного расследования, а также лично не проводя отдельные следственные и иные процессуальные действия, не принимая уголовное дело к своему производству, тем не менее прокурор активно вмешивается в расследование, может сам устранить нарушение закона и, наконец, принять окончательное решение по делу.

Конечно, к прокурору предъявляются и повышенные требования. Поэтому прокурор постоянно должен вникать в материалы дела, хорошо знать установленные дознанием и следствием факты и обстоятельства.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод. К актам прокурорского реагирования в данной сфере прокурорского надзора относятся: постановление, письменное требование, письменное указание, санкция (отказ в санкции), представление. Безусловно, самым распространенным актом прокурорского реагирования в данном направлении является постановление прокурора.

Например, согласно части 6 статьи 148 УПК РФ, признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Мотивированное постановление об этом с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, вместе с указанными материалами прокурор незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

Путем вынесения постановления прокурором реализуются его властные полномочия об отмене незаконного процессуального решения и иных незаконных и необоснованных постановлений органов предварительного расследования. Например, постановление об изъятии любого уголовного дела у органа дознания и передача его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи или постановление о признании полученных органами уголовного преследования доказательств недопустимыми и другие.

Нередко в постановлении прокурора могут даваться сразу и письменные указания, в которых может устанавливаться обязанность органа дознания, дознавателя или следователя осуществить конкретные следственные действия в определенный срок, предъявить обвинение, изменить квалификацию преступления, провести иные следственные действия.

Например, согласно статье 221 УПК РФ прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

  • об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
  • о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков с письменными указаниями.

Письменное требование прокурора (поручение, запрос). При осуществлении прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно для исполнения.

Представление прокурора. В случае обнаружения прокурором нарушений закона при расследовании преступлений он вправе внести представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования довольно распространенное в прокурорской практике. Такие представления адресуются прежде всего руководителям органов, чьи подчиненные (следователи, дознаватели) допустили выявленные прокурором нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурора обязаны уведомить в месячный срок.

Указание прокурора. Это средство прокурорского реагирования является наиболее распространенной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способствует недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законодательства. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следственных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения.

Согласие прокурора. Уголовно-процессуальным законодательством России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение ряда следственных действий.

Например, при производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц:

  • о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
  • о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
  • о производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката в соответствии со статьей 450.1 УПК РФ;
  • о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 УПК РФ;
  • о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • о наложении ареста на имущество); о реализации, об утилизации или уничтожении вещественных доказательств, указанных в части 2 статьи 82 УПК РФ); о
    контроле и записи телефонных и иных переговоров;
  • о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Для проведения вышеуказанных следственных действий следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление, поскольку указанные процессуальные действия существенно затрагивают основные конституционные права и свободы граждан.

Согласие прокурора необходимо и на применение к подозреваемому (обвиняемому) таких мер уголовно-процессуального принуждения, как временное отстранение от должности (статья 114 УПК РФ), избрание меры пресечения в виде заключения под стражу (статья 108 УПК РФ) или домашнего ареста (статья 107 УПК РФ).

В этих и других предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение.

Принятие некоторых иных процессуальных решений также требует непосредственного согласия прокурора. В частности, пунктом 13 части 2 статьи 37 УПК РФ предусмотрено полномочие прокурора утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу. Если же прекращается уголовное дело следователем, то согласно пункту 9 части 1 статьи 39 УПК РФ аналогичными полномочиями наделён руководитель следственного органа.

В то же время следует иметь в виду, что ряд норм УПК РФ предусматривает обязательное получение согласия прокурора, руководителя следственного органа в качестве условия прекращения уголовных дел дознавателем и следователем. К таким делам относятся прекращение уголовных дел в связи с примирением сторон (статья 25 УПК РФ); в связи с деятельным раскаянием (статья 28 УПК РФ); в связи с возмещением ущерба по конкретным статьям Уголовного кодекса РФ (часть 3 статьи 28.1 УПК РФ); в связи с применением принудительной меры воспитательного воздействия (часть 1 статьи 427 УПК РФ).

Согласием прокурора является и окончательное утверждение обвинительного заключения следователя (статья 221 УПК РФ), обвинительного акта дознавателя (статья 225 УПК РФ) и обвинительного постановления (статья 226.8 УПК РФ).

Особо следует остановиться на таких полномочиях прокурора как принесение официального извинения реабилитированному. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14.11.2017 г. № 28-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М. И. Бондаренко», правовое положение прокурора как участника процедуры восстановления прав лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда, в том числе как участника судебного заседания по рассмотрению соответствующего требования, обусловливается статусом прокуратуры, ее местом и назначением в государственном механизме.

Так, Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», устанавливающий в соответствии со статьей 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации полномочия, организацию и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации, определяет ее как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов (пункт 1 статьи 1), а также обязывает прокурора разъяснять пострадавшим от правонарушений порядок защиты их прав и свобод, осуществлять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба (пункт 1 статьи 27).

В свою очередь, статья 136 УПК Российской Федерации возлагает на прокурора как участника процедуры реабилитации следующие полномочия: принести от имени государства официальное извинение реабилитированному за причиненный вред (часть первая), дать письменное указание об опубликовании в средствах массовой информации сообщения о реабилитации (часть третья), направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства (часть четвертая).

Осуществление прокурором этих полномочий в предваряющем судебное разбирательство о возмещении вреда порядке соответствует его статусу должностного лица, осуществляющего от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (часть первая статьи 37 УПК Российской Федерации) и потому несущего перед гражданином ответственность за ошибки, допущенные органами предварительного расследования. Таким образом, прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред.

Интересно
Вместе с тем УПК РФ предусматривает следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда. Так, по письменному указанию прокурора средства массовой информации, опубликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должности, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.

Если вопрос о принесении извинения прокурором поставлен реабилитированным перед судом, суд возлагает исполнение такой обязанности на прокурора соответствующего уровня, о чем указывает в постановлении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)