Сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве

Прокурорский надзор за органами дознания и предварительного следствия занимает ведущее место среди других основных направлений и является самостоятельным участком прокурорской деятельности. Согласно статьям 1, 29 и 30 Закона о прокуратуре РФ, прокурорский надзор распространяется на органы дознания и органы предварительного следствия. К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

В соответствии со статьей 150 УПК РФ (в ред. от 01.07.2021 г., с изм. от 23.09.2021 г.) предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания.

Предварительное следствие производится следователями:

  • Следственного комитета Российской Федерации;
  • органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности.

Согласно статье 38 УПК РФ, следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. У следователя довольно широкий круг полномочий, предоставленных ему уголовно-процессуальным законодательством.

В частности, он уполномочен:

  • возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
  • принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
  • самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
  • давать органу дознания в случаях и порядке, установленным УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
  • обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Согласно статье 40 УПК РФ (в ред. от 01.07.2021 г., с изм. от 23.09.2021 г.) к органам дознания относятся:

  • органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативнорозыскной деятельности;
  • органы принудительного исполнения Российской Федерации;
  • начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

В соответствии со статьей 40 УПК РФ на органы дознания возлагаются:

  • дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 УПК РФ;
  • выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ;
  • осуществление иных полномочий, предусмотренных УПК РФ.

Право возбуждения уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий предоставлено:

  • капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  • руководителям геолого-разведочных партий и зимовок, начальникам российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
  • главам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Предмет прокурорского надзора. Согласно статье 29 Закона о прокуратуре РФ, под предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, проведение расследования и законность решений, принимаемых органами следствия.

Интересно
Для оперативного раскрытия и расследования преступлений органы предварительного расследования, при наличии предусмотренных законом оснований и с соблюдением установленного порядка, практически постоянно применяют меры процессуального принуждения, ограничивающие некоторые конституционные права и свободы человека и гражданина.

К ним можно отнести: задержание по подозрению в совершении преступления (статьи 91–96 УПК РФ), привод (статья 113 УПК РФ), принудительное освидетельствование (статья 179 УПК РФ), получение образцов для сравнительного исследования (статья 202 УПК РФ), обыск (статья 182 УПК РФ), выемка предметов и документов (статья 183 УПК РФ), наложение ареста на имущество (статья 115 УПК РФ), личный обыск (статья 184 УПК РФ) и другие.

Безусловно, особое внимание нужно обращать на законность применяемых органами предварительного расследования мер процессуального принуждения при производстве следственных действий, напрямую связанных с ограничением в той или иной степени конституционных прав и свобод граждан.

При осуществлении прокурорского надзора в этом направлении деятельности прокуроры обязаны:

  • обеспечить конституционное право задержанного или арестованного подозреваемого и обвиняемого на помощь адвоката (защитника), на соблюдение органами дознания и следователями положений статьи 49 Конституции РФ, в соответствии с которыми обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в его виновности должны толковаться в пользу обвиняемого;
  • своевременно пресекать факты необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения;
  • ежедневно проверять законность помещения и содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания (ИВС);
  • остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего. Пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях.

Следует отметить, что задержание, произведенное при соблюдении норм закона, с одной стороны, является действенным средством пресечения преступной деятельности, создает условия для успешного расследования. Однако с другой стороны, задержание по подозрению в совершении преступления – это существенное ограничение конституционного права гражданина и человека на свободу и неприкосновенность, допускающееся без судебного решения и санкции прокурора.

Безусловно, данное обстоятельство требует повышенного уровня прокурорского надзора по соблюдению права каждого на свободу и личную неприкосновенность. В то же время надзор прокурора осуществляется только в рамках уголовно-процессуального законодательства и Закона о прокуратуре РФ и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, осуществляющих предварительное расследование, прокурор не имеет права.

Приказы Генпрокуратуры России от 17.09.2021 г. № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» и от 26.01.2017 г. № 33 (ред. от 19.08.2021 г.) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» в их совокупной связи с положениями статьи 37 УПК РФ, затрагивают различные аспекты надзорной деятельности прокурора в данном направлении.

Например, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  • проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия;
  • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения в соответствии с УПК РФ;
  • рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным УПК РФ, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;
  • при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой статьи 214 УПК РФ;
  • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
  • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  • утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
  • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
  • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору уголовно-процессуальным законом.

Следует отметить, что право прокурора требовать от органа следствия устранения любых нарушений уголовно-процессуального закона (УПК РФ) во многом обеспечивается возможностью получать информацию о ходе следствия, принимаемых следователем решениях и совершаемых им действиях, а также предоставлением ему права по мотивированному письменному запросу ознакомиться с материалами любого находящегося в производстве уголовного дела.

В результате прокурор имеет возможность знать обо всех принимаемых следователем решениях, в том числе и о производстве следственных действий, нарушающих конституционные права и свободы личности.

Безусловно, надзирающим прокурором на стадии досудебного следствия придается важное значение проверке законности решений о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела; об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения; о привлечении в качестве обвиняемого; о продлении срока содержания под стражей либо срока следствия; о производстве обыска и выемки; о приостановлении предварительного расследования либо о прекращении уголовного дела и другие вопросы, связанные с обеспечением прав и свобод граждан в ходе предварительного расследования. Например, при необходимости избрания обвиняемому (подозреваемому) в качестве меры пресечения заключения под стражу, следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможности избрания иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Участие прокурора в рассмотрении судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обязательно вне зависимости от того, возбуждено ходатайство дознавателем с согласия прокурора либо следователем с согласия руководителя следственного органа. Прокурор, участвующий в судебном заседании, обязан излагать суду свое мнение (возможно и отличающееся от мнения следователя и его руководителя), руководствуясь лишь требованиями закона.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано прокурором в апелляционном порядке с учетом особенностей, предусмотренных статьей 389.3 УПК РФ, в течение 3 суток со дня его вынесения.

Важное место в организации деятельности прокурора по надзору за органами предварительного расследования занимают вопросы законности содержания подозреваемых (обвиняемых) в изоляторах временного содержания (ИВС) и следственных изоляторах (СИЗО).

Содержание данной категории граждан в этих учреждениях регламентируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказами:

  • Минюста России от 14.10.2005 г. № 189 (ред. от 02.09.2021 г.) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
  • МВД России от 22.11.2005 г. № 950 (ред. от 27.05.2021 г.) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел».
  • ФСБ РФ от 24.03.2010 г. № 140 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов».
  • Генпрокуратуры России от 16.01.2014 г. № 6 (ред. от 21.08.2019 г.) «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В частности, надзирающий прокурор, проверяя законность содержания подозреваемых в изоляторе временного содержания, в обязательном порядке выясняет следующие вопросы:

  • имеется ли уголовное дело, по которому произведено задержание подозреваемого;
  • принято ли решение о задержании органом дознания или следователем, в производстве которого находится уголовное дело;
  • имеются ли основания и мотивы для задержания подозреваемого;
  • соблюден ли предусмотренный статьей 92 УПК РФ процессуальный порядок задержания подозреваемого;
  • выполнено ли требование статьи 96 УПК РФ об извещении не позднее 12 часов одного из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников подозреваемого о месте его пребывания под стражей.

Уведомление может быть сделано самим подозреваемым, если дознаватель, следователь примет об этом решение. Одновременно с этим надзирающий прокурор поверяет и соблюдение требований статьи 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части размещения подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания (ИВС).

При этом прокурор обязательно акцентирует свое внимание на соблюдении требований о раздельном содержании:

  • мужчин и женщин;
  • несовершеннолетних и взрослых;
  • лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, и лиц, ранее содержавшихся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
  • подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;
  • подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу.

Согласно закону отдельно от других подозреваемых и обвиняемых должны содержаться:

  • подозреваемые и обвиняемые в совершении особо опасных государственных преступлений;
  • подозреваемые и обвиняемые в совершении тяжких преступлений в составе организованных преступных групп;
  • подозреваемые и обвиняемые в совершении таких тяжких и особо тяжких преступлений, как убийство (статья 105 УК РФ);
  • убийство матерью новорожденного ребенка (статья 106 УК РФ);
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ);
  • заражение ВИЧ-инфекцией (статья 122 УК РФ);
  • изнасилование (статья 131 УК РФ);
  • насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ);
  • торговля несовершеннолетними (статья 127.1 УК РФ);
  • грабеж (статья 161 УК РФ);
  • разбой (статья 162 УК РФ);
  • вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (частями 2 и 3 статьи 163 УК РФ);
  • террористический акт (статья 205 УК РФ); захват заложника (статья 206 УК РФ);
  • организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (статья 208 УК РФ);
  • бандитизм (статья 209 УК РФ);
  • организация преступного сообщества (преступной организации) (статья 210 УК РФ);
  • пиратство (статья 227 УК РФ);
  • посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (статья 295 УК РФ);
  • посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317 УК РФ);
  • дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (статья 321 УК РФ).

Отдельно от других содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления при особо опасном рецидиве. Это наиболее опасные преступники, большей частью совершившие весьма опасные насильственные преступления. Их изоляция от всех других преступников необходима.

Иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий для их содержания также содержатся отдельно от других подозреваемых и обвиняемых. Безусловно, должны содержаться отдельно подозреваемые и обвиняемые, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, военнослужащими внутренних войск МВД России, а также лица, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых.

Отдельно содержатся лица, подозреваемые и обвиняемые в заражении ВИЧ-инфекцией, либо являющиеся зараженными этой инфекцией. Их содержат отдельно как из медицинских соображений, так и из опасения расправы над ними лицами, которые находятся с ними в одной камере.

Запрещается помещение в ИВС лиц, задержанных за совершение административных правонарушений и находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; арестованных в административном порядке при наличии в ОВД специального приемника для лиц, подвергнутых административному аресту.

Особое место в деятельности прокуроров по надзору за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия занимают проблемы обеспечения исполнения требований федерального закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (пункт 1 части 2 статьи 37 УПК РФ).

Помимо уголовно-процессуального закона, действия прокурора в этом направлении регламентируются пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и изданным в соответствии с ним приказом Генпрокуратуры России от 05.09.2011 г. № 277 (ред. от 19.08.2021 г.) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

В нем Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров проводить систематические проверки (не реже одного раза в месяц) исполнения требований УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки):

  • в органах внутренних дел, следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах Федеральной службы судебных приставов, таможенных органах, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
  • в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах – в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором;
  • при наличии сведений о нарушениях законов – безотлагательно.

В названном приказе Генеральная прокуратура РФ предлагает надзирающим прокурорам обратить особое внимание на вопросы:

  • соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания и предварительного следствия;
  • обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях;
  • сроков регистрации
  • сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков;
  • достоверности документов и результатов проверки сообщений.

При этом, как указывается в Приказе, необходимо проверять, не использовались ли по отношению к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия; правильно ли применены нормы материального и процессуального права; уведомлен ли заявитель о результатах разрешения его сообщения; разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.

Согласно вышеназванному приказу Генеральной прокуратуры РФ нижестоящие прокуроры обязываются не только надзирать за полнотой регистрации сообщений о преступлениях и выявлять нарушения законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, но и ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией, с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в том числе контрольно-счетных палатах субъектов Российской Федерации, подразделениях территориальных органов Федеральной миграционной службы, комендантских службах гарнизонов и иных организациях, документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний.

Действенной мерой исполнения требований федерального закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях является систематический мониторинг содержания информационных программ радио, телевидения, иных электронных средств массовой информации, различных публикаций в печатных изданиях, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов надзорных проверок.

Наряду с этим, особое внимание прокуроры обязаны уделять и проверке законности разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма, незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ, о преступных посягательствах на бюджетные средства, о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу, а также совершенных несовершеннолетними либо в отношении их.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)