Предмет и объект прокурорского надзора

Современный этап развития пенитенциарной системы Российской Федерации напрямую связан с происходящими в стране экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые предопределили необходимость коренного реформирования законодательства, обеспечивающего применение принудительных уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных средств.

Ориентируясь на требования международных стандартов, Российская Федерация предпринимает определенные меры для перестройки уголовно-исполнительной системы, для приведения ее в соответствие с передовыми достижениями развитых европейских стран.

Между тем длительное время Россия продолжала занимать одно из первых мест в мире по числу заключенных во многом по причине широкого применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Например, на 1 января 2010 г. эта мера применялась в отношении 131,4 тыс. подозреваемых и обвиняемых, большинство из которых были лицами, совершившими преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких.

Однако с помощью последовательного применение таких мер пресечения, как домашний арест и запрет определенных действий, количество лиц, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, значительно уменьшилось. По состоянию на 1 января 2021 г. их число составляло 104,2 тыс. человек.

Также снизилось в 6 раз количество осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, в том числе за счет проводимой с ними профилактической работы субъектами профилактики правонарушений, в число которых входят федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

По состоянию на 1 января 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы России содержалось 482,9 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых, что на 381,1 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. – 864 тыс. человек). А непосредственно в исправительных колониях по состоянию на 1 января 2021 г. содержалось 354,1 тыс. человек, что на 369,8 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. – 723,9 тыс. человек).

Помимо этого, по состоянию на 1 января 2021 г. в уголовно-исполнительных инспекциях состояли на учете 463,7 тыс. человек осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, и освобожденных условно-досрочно от отбывания реального наказания.

Интересно
Как видно из распоряжения Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.», по состоянию на 2010 год в мировом рейтинге пенитенциарных служб уголовно-исполнительная система России занимала 22-е место по количеству лиц, отбывающих наказание, на 100 тыс. населения, а по состоянию на 2020 год – 26-е место.

Предполагается, что с учетом проводимой государственной политики, в том числе в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, к 2024 году в мировом рейтинге пенитенциарных служб уголовно-исполнительная система России может занять 30-е место с последующим прогнозируемым снижением к 2030 году.

При этом снижение показателя содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы России лиц к 2024 году предположительно составит 400 тыс. человек, к 2030 году – от 250 тыс. человек до 300 тыс. человек. Тем не менее, несмотря на принимаемые меры, в учреждениях пенитенциарной системы Российской Федерации по-прежнему высокая социально-психологическая напряженность, ненадлежащее материально-бытовое и санитарно-медицинское обеспечение в местах содержания под стражей, отсутствие надлежащего питания, несоблюдение режимных требований и изоляции различных категорий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также нарушение сроков содержания под стражей.

Более того, условия содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства, нередко сопровождаются грубыми нарушениями прав человека, общепризнанных принципов и правовых норм, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации.

Поэтому правильная организация надзорной работы в этом направлении прокурорской деятельности, умение прокуроров проводить результативные проверки способствуют соблюдению законности в местах содержания задержанных и заключенных под стражу, в исправительных учреждениях при исполнении приговоров судов и исполнения иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)