Понятие «педагогическая техника»

Внутренние средства в структуре коммуникативной компетентности педагога – это умения, позволяющие строить коммуникацию с воспитанниками, решая педагогические задачи. Обобщенно их называют педагогической техникой. Любой педагог в своей деятельности использует разнообразные приемы личного воздействия на аудиторию, которые либо усиливают, либо ослабляют педагогический эффект. Однако совершенно очевидно, что одних только личных качеств недостаточно, чтобы достичь конкретного результата, поэтому для реализации педагогических замыслов необходима система знаний, умений и навыков, на основе которых формируется педагогическая техника.

Педагогическая техника является необходимым инструментом педагогической коммуникации. Она помогает придать речевому поведению и речевой деятельности учителя педагогическую целенаправленность и в коммуникации эффективно управлять собой, а также взаимодействовать с аудиторией.

Педагогическая техника позволяет с наименьшей затратой энергии добиться больших результатов, поэтому в педагогическом процессе она выполняет служебную функцию. С ее помощью преподаватель оказывает определенное влияние как на осознаваемые, так и на неосознаваемые компоненты психики студентов. Педагогическая техника – это система практических способов педагога, обеспечивающих организацию продуктивной коммуникации с учащимися в образовательном процессе.

Существует две группы таких способов:

  • способы управления собой;
  • способы управления педагогическим взаимодействием с учащимися.

Первая группа способов связана с психотехническими умениями, обеспечивающими владение собой, своим телом (аутотренинг, самовнушение):

  • способы релаксации (расслабления) для снятия физического и психического напряжения;
  • способы эмоциональной саморегуляции, вытеснения отрицательных эмоций и замены их положительными;
  • способы создания рабочего творческого самочувствия и т. д.

Вторая группа содержит вербальные (словесные) и невербальные средства, позволяющие эффективно воздействовать на собеседников.

К ним относятся:

  • техника речи – ее эмоциональность, образность, интонационная выразительность, ритм и темп, точность и языковая грамотность, четкость, дикция;
  • невербальные средства – владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств.

Педагогу недостаточно хорошо знать способы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия, их необходимо уметь использовать, соответствующим образом инструментировать с помощью вербальных и невербальных средств. Например, известный педагог А.С. Макаренко уверял, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился делать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Достижение раскованности, свободы, внешней поведенческой выразительности, владение мимикой и движениями требует от педагога такой же работы над собой, как и от актера.

Именно поэтому разработанная К.С. Станиславским система психотехнической подготовки актера может использоваться для отработки педагогической техники. Совершенствовать ее педагог может, рефлексивно осмысляя свои действия в различных педагогических ситуациях. Можно использовать для таких целей современные технические средства – видео и аудиозапись занятий, которые обнаруживают недочеты, не осознаваемые в процессе самой деятельности.

Педагогическая техника выполняет служебную роль, и одной ее будет недостаточно, если педагог не обладает такими профессионально значимыми качествами, как выраженная направленность на взаимодействие с учениками, глубокие профессиональные знания, развитые педагогические способности и коммуникативные умения. Существуют определенные особенности педагогической техники. Все умения имеют общую область применения – непосредственное взаимодействие педагога с его воспитанниками.

Применение каких-либо техник нельзя спланировать заранее, они носят импровизационный характер. Но владение педагогической техникой делает взаимодействие эффективным и творческим. Все умения носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер, так как формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Именно через комплекс этих умений раскрывается нравственная позиция педагога, которая является показателем его педагогической культуры и отражает профессиональный потенциал личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)