Понятие налога и сбора и структура обязательных платежей

Основную доходную часть государственного бюджета России составляют именно налоги. Кроме того значительная доля налоговых отчислений направляется в региональные и местные бюджеты.

В консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 г. налоги и сборы составили 72,6% от общих поступлений в бюджеты. Основную долю поступлений обеспечили налог на доходы физических лиц (30,2%) и налог на прибыль организаций (22%). Остальные налоги играют меньшую роль в пополнении бюджетов.

Таким образом, можно сказать, что налоговые поступления являются значительной составляющей в формировании бюджета России и решающей в жизни регионов страны.

Налоговая система — это совокупность предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (НК РФ) налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Основы действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой  пакет законов РФ об отдельных видах налогов, в том числе Закон «Об основах налоговой системы в РФ».

В 1998 г. была принята часть 1 НК РФ, с введением которой осуществился первый этап комплексного пересмотра всей си- стемы налогообложения.

Система налогов и сборов России является трехуровневой и включает:

  • первый уровень — федеральные налоги и сборы;
  • второй уровень — региональные налоги;
  • третий уровень — местные налоги.

Кроме того, законодательство о налогах и сборах предусматривает в ряде случаев (для микро- и малого бизнеса) возможность применения специальных налоговых режимов, при которых некоторые налоги заменяются единым налогом, предусмотренным для этого режима (налоговой системы).

Законодательство о налогах и сборах выделяет такие понятия, как: налог, сбор и государственная пошлина.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с юридических и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством РФ за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

Налог рассматривается в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

В свою очередь экономическая функция налогов подразделяется на следующие функции:

  • распределительную (социальную);
  • стимулирующую (регулирующую);
  • контрольную.

В структуре налога принято выделять налогоплательщика, элементы налога и налоговые льготы.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда законодательно определены налогоплательщики и все элементы налогообложения.

В необходимых случаях при установлении налога могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, которые не относятся к элементам налогообложения (т.е. их установление не является обязательным).

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (зачастую определяется только плательщик сбора).

Налогоплательщики и плательщики сборов — это юридические и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

Налоговые агенты — это лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет налогов.

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного представителя.

Законный представитель налогоплательщика-организации — это лицо, которое представляет эту организацию на основании гражданского законодательства, а именно — руководитель организации, а также лицо, имеющее право подписи без доверенности. Это право регистрируется в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Законный представитель налогоплательщика-физического лица — это лицо, являющееся представителем в связи законодательством РФ (родители, опекуны, попечители несовершеннолетних детей или недееспособных граждан)..

Также налогоплательщика может представлять уполномоченный представитель. Это лицо, которому выдана доверенность от налогоплательщика с перечнем действий, которые это уполномоченное лицо имеет право выполнять в пользу доверителя.

Юридические лица заверяют свои доверенности подписью руководителя и печатью организации, а физические лица — нотариально.

Объект налогообложения — предмет, подлежащий налогообложению, в качестве которого могут выступать реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

Объект налогообложения может иметь стоимостную (рубли), количественную (штуки) или физическую характеристику (лошадиные силы и проч.), которая называется налоговой базой.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки устанавливаются НК РФ. По региональным и местным налогам налоговая база и налоговые ставки устанавливается региональными и местными законодательными органами, но в пределах, установленных НК РФ.

Налоги уплачиваются в российских рублях, но для иностранных организаций и физических лиц допускается уплата налогов в иностранной валюте.

Налоговые льготы — установленные законом преимущества данной категории налогоплательщиков перед другими. Преимущества заключаются в возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Напомним, что налоговые льготы не являются обязательным элементом налога и могут не устанавливаться представительными органами власти.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)