Понятие методов исправления

Все общие методы воспитания можно применить к осужденному. В то же время не существует каких-либо особых, присущих только системе исправления осужденных методов.

Различия не в наборе методов и тем более не в их сущности (наказание в любой педагогической системе есть кара, т. е. лишение человека возможности удовлетворения каких-либо его потребностей), а в их содержательной стороне, целевом назначении, форме выражения.

Поэтому термин «метод исправления» достаточно условен и определяет в первую очередь деятельностную направленность воспитания при исполнении наказаний – исправление осужденных.

Методы исправления – это те же методы воспитания, имеющие, однако, свои особенности

Методы исправления – система способов целенаправленного психолого-педагогического воздействия на личность осужденного в целях формирования его готовности соблюдать установленный порядок исполнения наказаний и вести правопослушнный образ жизни после освобождения от наказания.

Специфика методов исправления выражается в следующем:

  1. Они реализуются в особых условиях исполнения наказания, которые сами по себе особым образом влияют на личность осужденного, что необходимо учитывать при организации психолого-педагогического воздействия на него.
  2. Воздействие, как правило, оказывается на сформировавшуюся личность, имеющую жизненные принципы, устоявшиеся противоправные представления о том, как жить, решать жизненные проблемы, мате­риально обеспечивать себя и своих близких, взаимодействовать с другими людьми, отдыхать, проводить свободное время и т. д., которая при этом обладает специфическими особенностями – криминогенными склонностями.
  3. Отдельные методы в первую очередь поощрения и наказания, регламентированы уголовно-исполнительным законодательством (УИК, ПВР ИУ (СИЗО) и другими ведомственными нормативными документами), установлены законом виды поощрений и взысканий (например, благодарность, дополнительное свидание или лишение права на очередное свидание, водворение в штрафной изолятор, перевод в ПКТ и т. д.), определен порядок их применения, перечень должностных лиц, имеющих право их применять.
  4. Применение методов поощрения и наказания имеет правовые последствия для осужденных. Так, например, применение к осужденному определенного количества и вида взысканий в соответствии со ст. 117 УИК обусловливает признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, что, в свою очередь, выступает основанием для изменения вида ИУ и условий режима: осужденного можно перевести из исправительной колонии-поселения в исправительную колонию того вида и в условиях того режима, которые были ранее определены судом или из исправительной колонии – в тюрьму. С другой стороны, наличие поощрений свидетельствует о том, что осужденный стремится к исправлению. Это учитывается при установлении степени исправления в соответствии со ст. 116 УИК и решении вопроса о применении к осужденному института досрочного освобождения.
  5. Применение методов имеет четкие цели, среди которых: формирование стремления осужденных соблюдать установленный порядок отбывания наказания, предотвращение конфликтов, активизация общественно полезной активности; формирование готовности к правопослушной жизни в условиях свободы, реальных и конкретных представлений о том, как жить после освобождения, как правомерными способами удовлетворять свои потребности, разрешать жизненные проблемы, необходимых умений и навыков общения с другими людьми, материального обеспечения своей жизни и т. д.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)