Педагогический процесс и процесс педагогического управления
В педагогическом процессе можно обнаружить взаимодействие трех структур:
педагогической, методической, психологической.
Педагогическая структура – структура педагогического процесса как уже показано выше,
включает цели, принципы, содержание, методы, средства и формы организации воспитания,
образования и обучения. Однако педагогический процесс не есть последовательная реализация этих компонентов он имеет свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд подцелей и задач (т. е. проводится декомпозиция цели), в соответствии с которыми
определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся.
Например, методическая структура типичного урока включает в себя организационный момент,
актуализацию пройденного материала (проверку домашнего задания), усвоение новых знаний
(объяснения нового материала), формирование навыков и умений (закрепления знаний).
Педагогическая и методическая структуры органично взаимосвязаны. При этом педагогическая структура является как бы сквозной: она проходит, повторяясь, через все этапы методической структуры.
Психологическую структуру педагогического процесса определяет взаимодействие между тремя компонентами. Во-первых, она задается последовательностью и эффективностью
протекания процесса усвоения у учащихся – переходом от живого созерцания (восприятия,
ощущения) к абстрактному мышлению (пониманию, осмыслению, обобщению) и к практической деятельности (закреплению, применению). Во-вторых, к психологической структуре относится проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения. В-третьих, компонентом психологической структуры является психофизиологическая нагрузка учащихся и педагогов, выражающаяся в наличии подъемов и спадов напряжения нервной системы и проявлений физической усталости.
Важнейшими задачами дидактической деятельности педагога являются разработка структур педагогического процесса и приведение их во взаимодействие, осуществляемое в рамках педагогического управления – управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, т. е. реализацией процесса перевода педагогических ситуаций и структур из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели (рис. 1).
Рис. 1. Структура процесса управления
Педагогический процесс является ядром педагогического управления, он приводится в действие только как составная часть последнего, поэтому в структуре процесса управления можно обнаружить все составляющие педагогического процесса. Их включает компонент «Проектирование (планирование)», ибо речь в нем идет о выборе дидактических принципов, содержания, методов, средств и форм обучения. Благодаря управлению деятельность преподавания обретает обратную связь с деятельностью учения, поскольку информационное обеспечение предполагает диагностирование учащихся, получение знания об их особенностях. Реализация проекта включает деятельность преподавания и деятельность учения, контроль – анализ выполнения поставленных задач, подведение итогов – сравнение полученных результатов с поставленной целью.
Опыт показывает, что целостность, динамичность педагогического процесса обеспечиваются не только выбором его компонентов, но и включением педагогического процесса в систему педагогического управления.
- Методологическая культура педагога
- Интерпретация, апробация и оформление результатов педагогического исследования
- Методы педагогических исследований
- Исходные основания конструирования логики исследования
- Структура обобщенной логики педагогического исследования
- Понятие методология педагогической науки
- Методология науки и общие методологические проблемы
- Структура системы образования
- Стратегии взаимодействия государства с системой образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу