Понятие консультирования

Среди профессиональных навыков юриста навык консультирования, очевидно, самый востребованный. Кем бы ни работал юрист, какую бы должность он ни занимал, в какой бы сфере ни практиковал – ему всегда приходится консультировать «неюристов» по вопросам права. Сама профессия юриста располагает граждан обращаться к нему за разъяснениями правовых вопросов, просить у него консультации.

С точки зрения психологии консультирование можно определить, как процесс общения между юристом и «неюристом» по поводу жизненной проблемы, имеющей правовой характер. Консультирование следует рассматривать как относительно самостоятельный навык профессиональной деятельности, отличный от навыка интервьюирования.

Цели консультирования:

  • дать клиенту исчерпывающую информацию, по интересующему его вопросу;
  • разъяснить клиенту все возможные варианты решения его проблемы;
  • показать возможные правовые и неправовые последствия каждою варианта решения;
  • помочь клиенту выбрать наиболее приемлемый для него вариант решения;
  • помочь клиенту в реализации избранного варианта решения путем определения стратегии и тактики, юридических действий и выполнения их в интересах клиента.

Для успешного осуществления консультирования юрист должен уметь:

  • анализировать фактическую информацию, с тем чтобы выделять в ней юридически значимые обстоятельства, разграничивать главное и второстепенное в ней;
  • ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для дачи консультаций и решения проблемы;
  • анализировать нормы права и судебную практику;
  • выявлять альтернативы действий клиента для достижения его целей;
  • четко, ясно и доступно разъяснять клиенту правовую основу его проблемы и возможных решений;
  • прогнозировать последствия действий клиента, в том числе не только правовые, но и иные, как положительные и полезные, так и негативные.

Учитывая, что консультирование – это общение, взаимодействие людей, немаловажными для этой деятельности являются и различные коммуникативные навыки, которые здесь проявляются также несколько иначе, чем при интервьюировании.

Для успешного интервьюирования особое значение имеет умение установить контакт с клиентом, разговорить его, вызвать у него доверие к себе и создать все необходимые условия, чтобы клиент преодолел стеснение, робость, замкнутость, недоверие, чтобы он поведал незнакомому человеку (юристу) о своих проблемах и правдиво изложил всю юридически значимую информацию. В ходе интервьюирования источником фактической информации является клиент и взаимодействие между юристом и клиентом состоит в передаче информации от клиента к юристу.

В процессе же консультирования коммуникативные роли изменяются. Теперь активная роль в диалоге принадлежит юристу. Он должен передать клиенту всю нужную ему информацию о правовых аспектах его проблемы. Но сделать это следует так, чтобы, во-первых, клиент понял, о чем говорит юрист, что значат те или иные положения закона, как они влияют на возможность решения его проблемы, чем грозят ему.

Во-вторых, разъяснения юриста не должны превращаться в монолог, так как консультирование предполагает обсуждение проблемы с клиентом. Следовательно, разъясняя правовые вопросы клиенту, юрист должен уметь вовлечь его в диалог, а в процессе беседы проверять, правильно ли клиент понимает его объяснения, выяснять, какие из предлагаемых вариантов решения он предпочитает и почему.

Выстраивая свои взаимоотношения с клиентом в процессе консультирования, юрист должен быть психологически готов к работе с разными людьми. В соответствии с этим по-разному строятся взаимоотношения юриста и клиента.

Из числа повторяющихся ситуаций складывается своеобразная типология психологических портретов клиентов, и, наверное, каждый практикующий юрист может рассказать о подобных клиентах и даже предложить образные обозначения их различных типов. Например, одни клиенты очень напоминают доверчивого ребенка. Они не хотят вникать в суть разъяснений юриста и уж тем более вместе с ним обсуждать варианты, последствия, возможные действия и шаги.

Интересно
Они отгораживаются от проблемы словами: “Я все равно в этом ничего не понимаю. Я не знаю, как лучше. Делайте, как вы сами считаете нужным” и т.п. Иногда юристу приходится работать с невероятно упрямыми клиентами. Все доводы и объяснения юриста буквально разбиваются об их упрямство, они требуют только то, что им кажется справедливым или правильным, не считаясь ни с фактами, ни с юридическими аспектами своей проблемы.

Изучив проблему, выявив возможные варианты ее решения и просчитав возможные последствия каждого из них, юрист разъясняет все это клиенту. Клиент прилагает встречные интеллектуальные усилия, пытаясь понять, уяснить себе объяснения юриста о достоинствах и недостатках предлагаемых вариантов.

Выбрав необходимый вариант решения проблемы, клиент и юрист продолжают сотрудничество, обсуждая пути и способы его реализации, определяя, кто из них какие действия должен для этого совершить.

При консультировании существует необходимость неукоснительного следования определенным профессиональным принципам:

  • целесообразность и целеустремленность – консультация должна иметь конкретную цель, решать строго определенную задачу, проблему;
  • добровольность и ненавязчивость – клиент вправе в любое время отказаться от помощи юриста;
  • доброжелательность и безоценочность отношения к клиенту – принцип направлен на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно. Юристу необходимо уметь внимательно слушать клиента, стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь;
  • анонимность – никакая информация, сообщенная клиентом, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям.

В практике консультирования сложились два подхода к выстраиванию взаимоотношений между юристом и клиентом. Один из них может быть определен как опора юриста на собственный профессионализм. Суть этого подхода заключается в том, что юрист считает необходимым и готов предложить клиенту наиболее выгодный (простой, результативный, дешевый и т.п.) путь решения проблемы, исходя из собственных профессиональных знаний и опыта. Мнение же клиента при этом игнорируется или просто не учитывается.

Суть другого подхода состоит в том, что юрист выстраивает свои отношения с клиентом, опираясь на его интересы. Такой подход получил название «опора на клиента». Опора на клиента требует от юриста выяснения не только сути правовой проблемы клиента, фактических обстоятельств, породивших эту проблему, но и подлинных желаний, целей, устремлений клиента.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)