Алгоритм правильной и продуктивной работы юриста с клиентами

Не секрет, что во многом успешная работа юриста зависит не столько от того, насколько он компетентен в вопросах права, сколько от его умения общаться с собственными клиентами и от того, как юрист преподносит себя клиенту.

Шаг 1: Переговоры и анкетирование клиента. Обращаясь к юристу, клиент уверен, что его проблема – сложнейшая из всех возможных. И ни в коем случае не нужно его в этом разубеждать, ведь от этого зависит ваш заработок.

От специалиста в области права клиент ожидает квалифицированной помощи и поддержки поэтому, в идеале, вы должны внимательно выслушать клиента, охарактеризовать сложность вопроса и оперативно предложить оптимальное решение.

Не следует забывать, что клиент в первую очередь покупает консультанта, а не набор услуг. От того, насколько внимательным и компетентным вы себя покажете, зависит все дальнейшее сотрудничество. Поэтому, если вы плаваете в какой-либо теме и не хотите потерять клиента, то выиграйте время на подготовку для дачи квалифицированного ответа.

Оптимальное решение для этого – анкетирование. Оно позволит в самом начале выявить ключевые пункты проблемы и поможет вам определиться с выбором средств и методов работы, а клиент убедится в вашей серьезности и профессионализме. При проведении опроса все тщательно записывайте, включая малейшие детали. Делайте это не спеша с серьезным видом. Постройте временную диаграмму, где последовательно отмечаете все события по каждой дате. Это поможет визуально понять картину происходивших событий и действий клиента и его оппонентов.

Дальнейшие ваши действия зависят от вашей подготовленности и знаний права. Если у вас есть какие-либо сомнения в правильности консультации, лучше ограничиться общими фразами, сказать, что это сложный случай и вам нужно время для того, чтобы детально разобрать этот вопрос, снимите копии с документов и назначьте время для следующей встречи или пообещайте позвонить (телефон получаете при анкетировании).

Интересно
Обязательно обсудите с клиентом ваши расценки на услуги и если они его устроят, то вы можете потратить свое время на изучение материала. Если расценки не устроят, то при возможности дайте платную консультацию, указав при этом, что в вы изучите более внимательно проблему и возможно сделаете скидку и в случае продолжения отношений эта сумма войдет в общую стоимость услуг.

Либо скажите, что у вас есть еще юрист, который поможет решить данный вопрос и передадите этого клиента другому юристу и получите свой процент за клиента. После чего прощаетесь с клиентом, попросив у него еще дополнительные телефоны для связи, домашний, е-мейл, рабочий. Если клиент с радостью дает, значит вы на правильном пути он готов с вами работать дальше.

Шаг 2: Досконально и внимательно изучить проблему. На этой стадии вы должны внимательно изучить проблему и способы ее решения. У вас не должно быть ни каких сомнений в правильности вашего подхода. Используйте все доступные способы получения информации: правовые базы, судебная практика, вопросы-ответы в интернете, посетите юридические форумы и задайте там вопрос от имени клиента, проконсультируйтесь с другими юристами и т.п.

В итоге у вас должен быть перечень статей нормативно-правовых актов, подборка судебных решений, разъяснения законодательных актов и порядок их применения, которые регулируют спорное правоотношение, а также перечень документов, которые должен предоставить клиент.

Шаг 3: План действий. Для того чтобы у клиента не возникало вопросов и сомнений, вы обязаны сделать процесс решения проблемы максимально прозрачным. Прописав цели и средства, а также сроки, в течение которых будет выполнена работа, вы значительно облегчите собственный труд.

Интересно
Не следует забывать и о том, что клиент не всегда может быть в курсе, какие документы необходимы и где их взять, какие инстанции нужно пройти и какие органы можно привлечь к решению проблемы. Ваша задача – предусмотреть возможные сложности и все доходчиво объяснить клиенту.

Шаг 4: Заключить договор. Вызывайте клиента для повторной встречи, напомнив ему, чтобы он взял все необходимые документы и паспорт. Разъясняете клиенту план ваших действий и оговариваете, по какой системе оплаты вы будете работать (фиксированная, плавающая, на результат и т.п.).

Согласовав все условия и если у клиента не остается вопросов или сомнений, то можно смело подписывать договор на оказание юридических услуг (договор поручения). Предусмотрите все возможные способы связи (телефон, факс, е-мейл, почта и т.п.) с клиентом и информирование его о ходе выполнения поручения. Обязательно клиент должен сделать доверенность на представление его интересов вами.

Шаг 5: Информировать клиента о ходе дела. Когда люди доверяют свои дела юристу, им свойственно переживать о ходе процесса. Поэтому задача профессионального юриста – постоянно доносить до клиента информацию о ходе его дел. Затянулось рассмотрение документов? Отожжено заседание суда?

Необходимы дополнительные сведения или вошел в силу новый нормативно-правовой акт? Клиент должен сразу же об этом узнавать наиболее удобным для него способом, который обговаривается заранее в договоре.

Вы должны сделать все возможное, чтобы у вашего клиента не сложилось впечатление, что его дело забыто и им не занимаются. Если же каждый шаг будет описан, а о каждом новом этапе сообщено, то клиент будет очень благодарен вам за то, что вы так ответственно относитесь к его делу.

Шаг 6: Профессионально оформить документы. Сегодня в любой сфере деятельности правильно оформленная документация играет важнейшую роль. Неквалифицированное оказание юридической услуги грозит различными издержками: нарушением сроков, излишними государственными пошлинами, дополнительными сборами документов.

Чтобы этого избежать, вы должны постоянно оттачивать практическое мастерство и повышать квалификацию. Именно тогда вы будете иметь полное представление обо всех тонкостях делопроизводства и сможет оказывать действительно квалифицированную юридическую помощь.

Шаг 7: Оговорить сроки. Всем хочется, чтобы услуги были оказаны качественно и быстро, но со стороны юриста уверять, что работа, на самом деле требующая несколько месяцев, будет выполнена через неделю – верх непрофессионализма. Недопустимо вводить клиента в заблуждение по поводу сроков выполнения той или иной работы с целью только угодить. Поэтому вы обязаны точно озвучивать только те сроки, за которые будут исполнены те или иные действия, осуществляемые госструктурами по выдаче или оформлению документов.

Если они не выполняются по вине третьих лиц, то сроки корректируются по ситуации. В судах сроки рассмотрения дел не соблюдаются, причем возможны различные переносы судебных заседаний из-за неявки сторон по делу, болезни или отпуска участников процесса и судьи, и многого другого. Поэтому об этом нужно предупреждать клиента и всегда оставлять себе запасные пути для отхода. Главное донести до клиента, что вы заинтересованы в быстром решении вопроса, но от вас это, к сожалению, не зависит.

Шаг 8: Отчитаться о проделанной работе. Чтобы сохранить «прозрачность» юридической услуги, по окончании работы над заказом вам следует отчитаться перед клиентом. Этот этап очень важен, так как может возникнуть вопрос: что конкретно вы сделали и за что получаете деньги? Все недочеты или, наоборот, непредусмотренная инициатива сразу видны клиенту. Если же вы предоставите развернутый отчет и у заказчика нет никаких претензий, то можно рассчитывать на дальнейшее сотрудничество, которое, несомненно, принесет вам стабильный доход.

Шаг 9: Подвести итоги. Достойное завершение работы юриста с клиентом – составление итоговой анкеты и получение рекомендаций. Итоговая анкета поможет скорректировать работу и улучшить сервис, а рекомендация приведет к притоку клиентов и повышению прибыли.

Соблюдение вышеуказанных принципов и полный контроль выполнения юридической услуги гарантирует практическое отсутствие у вас недовольных клиентов и лучшее понимание вами самого процесса оказания услуг.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)