Понятие и юридическая природа законности

В теории государства и права дефиниция законности занимает особое место, причем актуальность ее значения всегда была и остается неизменной, а связь с практическими задачами – общепризнанной.

Законность – функциональная категория юридической науки и практики, ее уровень и состояние служат и будут служить главными критериями оценки правовой жизни современного общества.

Само юридически закрепленное понятие «законности» появилось сравнительно недавно, однако отдельные положения дефиниции законности в том или ином виде встречаются в работах многих правоведов древности и современности.

Так, положения об обязательности исполнения жестких законов как основного средства управления страной встречаются в учениях древнекитайских легистов, изложенных в трактате IV в. до н.э.

Еще древнегреческий философ Платон писал: «Там, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги».

В России представления о необходимости следования конкретным правилам существовали еще в религиозно-мифологических памятниках задолго до этого процесса, а становление идеи законности берет свое начало с утверждения государственности и права.

Петр I выразил суть и значение законности в Российском государстве так: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не охранять, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти…».

Окончательно формализация идеи законности происходит позже. Условно это можно выразить следующей схемой: по справедливости – по закону – законность.

На обязательность соблюдения законов указывали в своих работах и представитель немецкой классической философии Гегель и видный российский правовед Н.М. Коркунов.

Но только в работах Ганса Кельзена теория законности приобрела известную фундаментальность. В соответствии с кельзеновским нормативизмом «не имеет значения содержание самой Конституции или созданного на ее основе государственного правопорядка: неважно, справедливый он или нет, обеспечивает ли он состояние относительного мира в рамках конструируемого им сообщества или нет», важно, чтобы нормы закона неукоснительно соблюдались.

Необходимость неукоснительного соблюдения требований закона всеми участниками общественных отношений в своих трудах отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Интересно
В разных работах В.И. Ленина также были упомянуты, а затем обобщены и подробно изучены принципы законности, разработанные правоведами советского периода: верховенство закона, гарантированность прав и свобод личности, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, взаимосвязь законности и культурности, установление ответственности за нарушение законности.

Все вышеуказанные положения составили базу всех существовавших в советской юридической науке терминов «законность». Однако единства мнений по вопросу определения законности достигнуто не было ни тогда, ни в современной теории права.

Большая группа ученых и практических работников (М.С. Строгович, Г.С. Котляревский, В.М. Чхиквадзе) определяют законность как строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права всеми участниками общественных отношений.

Несомненно, что это определение отражает весьма существенные черты и свойства законности, и лучшее свидетельство тому – почти дословное включение этой формулировки в другие дефиниции законности, которые рассматриваются далее.

Получило широкое распространения понимание законности как принципа или требования строгого соблюдения, исполнения правовых норм (работы С.Э. Жилинского, А.Т. Боннера, Н.Г. Кобеца, Ю.А. Соколова, А.Н. Чашина и др.) либо как системы таких требований (Н.Н. Вопленко).

Данное толкование категории законности через призму исполнения правовых норм также отражает важнейшие черты законности, подчеркивая ее особую значимость в современных условиях, согласуясь с буквой и духом Конституции РФ, которая гласит, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Таким образом, законность выступает в качестве конституционно закрепленного принципа деятельности государства, его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Однако этимология категорий «принцип», «требование» переносит саму законность из сферы практической деятельности в область идеологии.

Ведь провозглашение какого-либо принципа еще не означает его претворения в жизнь, что ярко иллюстрируется многочисленными примерами авторитарных государств (Китай, Вьетнам, Чили и др.), в конституциях которых провозглашаются принципы законности и обеспечения прав личности, но в действительности законы нарушаются, а права человека попираются.

С целью подчеркнуть реальность законности, ее понятие многими теоретиками раскрывается через категорию «режим» (Н.Г. Адександров, А.Ф. Гранин, В.М. Корельский, П.Е. Недбайло и др.).

Данные ученые рассматривают законность как устойчивый общественный (или правовой) режим, обеспечивающий всеобщее, строгое и неуклонное исполнение, применение и соблюдение правовых норм и защиту граждан, режим, в котором неукоснительно пресекаются всякие произвольные действия.

Это определение отражает также весьма существенную черту законности, поскольку большинство участников общественных отношений сознательно и добровольно соблюдает законы и другие правовые акты в определенном, установленном режимом, правовом поле.

Существенно отличаются от приведенных выше те определения законности, которые рассматривают ее как метод государственного руководства или регулирования общества, «состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов» (В.В. Борисов, Е.А. Лукашева).

Данные авторы несколько расширяют содержание понятия «законность», включая в него процессы нормотворчества и правореализации.

Понимаемая как метод регулирования общественных отношений в государстве законность предполагает, что свои функции государственные органы осуществляют через призму правовых норм путем издания соответствующих нормативно-правовых актов и обеспечения их неукоснительного исполнения.

Характерно, что учебники теории государства и права, изданные в последние годы, дают самые разные определения законности, в основу которых положены указанные категории «соблюдение», «принцип», «требование», «режим».

Анализ приведенных определений законности свидетельствует о том, что все они отражают реально существующие черты и свойства этого сложного и многогранного социального явления.

Однако, с другой стороны, каждая из этих дефиниций не раскрывает тех черт законности, которые включены в иные определения, что порождает тенденцию к сближению различных точек зрения на понятие законности.

Соглашаясь с целесообразностью создания комплексного определения законности, отражающего все ее основные черты и свойства, следует подчеркнуть позицию Н.Л. Гранат, которая отмечает, что эта задача вряд ли может быть решена чисто механическим соединением разноплановых дефиниций.

Определения получаются громоздкими, недостаточно четкими и затруднены для использования в учебной и иной практической деятельности.

Интересно
Вместе с тем В.С. Афанасьев на основе анализа и обобщения многочисленных позиций ученых и практиков приходит к выводу, что законность – это принцип, метод и режим строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права, установленных законами и основанными на них другими нормативными актами.

Принимая во внимание данное определение, приходим к выводу, что законность как специфическое социальное состояние имеет сложную структуру и проявляется в различных аспектах, различные подходы к пониманию законности являются правильными, обоснованными и востребованными.

В реалиях современного общества законность, как многоаспектное и многоплановое явление, исследуется и интерпретируется с разных точек зрения:

  • как непосредственно соблюдение и исполнение нормативно-правовых актов всеми субъектами права;
  • как принцип (или требование), состоящий в соблюдении нормативно-правовых актов теми, к кому они обращены;
  • как режим общественной и государственной жизни, основанный на соблюдении нормативно-правовых актов;
  • как идея права, выраженная в законах государства;
  • как метод государственного руководства обществом, основанный на строгом соблюдении нормативно-правовых актов.

Таким образом, можно предположить, что наиболее полное определение законности можно получить на основе интеграции всех имеющихся точек зрения на рассматриваемую дефиницию.

Поэтому, на наш взгляд, в самом общем понимании законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения законов государством, его органами, должностными лицами и другими субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)