Понятие международного механизма обеспечения прав человека

В современном мире права человека регулируются не только национальным, но и международным правом. До недавнего времени вопросы взаимоотношений между гражданином и государством в основном рассматривались как исключительно внутреннее дело самого государства.

Человек не признавался субъектом международного права. Любые попытки рассмотрения нарушений прав человека в третьих странах считались вмешательством во внутренние дела государства. Исключение делалось лишь для права на «гуманитарную интервенцию».

Считалось возможным применение силы, в т.ч. и вооруженной, против другого государства в случае нарушения на территории данного государства прав граждан других государств.

Первая мировая война сыграла роль катализатора для формирования международного механизма обеспечения прав человека.

Причины этого носят объективный характер. Любая война приводит к безмерным страданиям людей и материальным потерям как для них, так и для государств-участников.

В решениях Нюрнбергского трибунала о главных военных преступниках Второй мировой войны зафиксировано: «Война есть зло по определению».

В тот период фактически первые правовые акты в области прав человека (4-е Гаагские о законах и обычаях войны – 1907 г. и 2-е Женевские конвенции об улучшении участи раненых и больных во время сухопутных войн 1929 г.) содержали в основном правила, охватывающие лишь отдельные аспекты ведения войн и защиты их жертв. Тем не менее постепенно к государствам приходит понимание важности соблюдения прав человека вообще.

Интересно
После образования в 1924 г. Лиги Наций заключаются первые межгосударственные соглашения, в той или иной степени регулирующие права и свободы человека. Это договоры и конвенции, содержащие нормы о борьбе с рабством и работорговлей, пресечении торговли женщинами с детьми, защите национальных меньшинств.

Чудовищные преступления против человечества, совершенные во время Второй мировой войны, показали всю несовершенность международных механизмов защиты прав человека, негативные последствия отсутствия международных органов, которые должны заниматься вопросами обеспечения мира и безопасности человечества вообще и защиты основных прав и свобод человека в частности.

И 1 января 1942 г. 26 государств – участников антигитлеровской коалиции подписали декларацию Объединенных Наций, в которой было заявлено, что «полная победа над врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости и … для сохранения человеческих прав и справедливости».

А в 1945 г. на Крымской конференции было принято решение о создании всеобщей международной организации для обеспечения мира и безопасности на Земле – Организации Объединенных Наций.

В 1945 г. на конференции в Сан-Франциско был принят Устав ООН, фактически положивший начало созданию юридического механизма защиты прав человека. Устав впервые в истории накладывает на государства-члены этой организации обязанности сотрудничества, необходимого для «всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. «с» ст. 55).

В самом общем виде под международным механизмом обеспечения прав и свобод человека и гражданина понимается система правовых, организационных форм, способов и средств, включающая в себя совокупность общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих правовой статус человека и гражданина, принципы деятельности и полномочия международных органов в области прав человека, ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушения прав человека, обеспечивающая охрану, а в необходимых случаях и защиту человека и гражданина.

Положения Устава ООН в области прав человека положили начало созданию международно-правовой базы в этой сфере и закреплению их в национальном законодательстве государств.

В настоящее время данную систему составляют два вида норм международного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права (международные стандарты), образующие правовую основу межгосударственных отношений, содействующие поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества, признаваемые государствами в качестве юридически обязательных.

Стандарты делятся на универсальные, т.е. признанные во всем мире (как правило, это нормативные акты, принятые ООН) и региональные, действие которых распространяется на определенный регион, обычно на территории какого-либо межгосударственного объединения (Совет Европы, Европейский Союз, СНГ и пр.).

Региональные стандарты часто бывают более конкретными, предусматривающими более строгую ответственность в рамках межгосударственного объединения для государств – нарушителей этих стандартов.

В настоящее время к важнейшим международным стандартам в области прав человека относятся: Устав ООН (1945), Международный Билль о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия.

Международный билль о правах человека включает в себя: Всеобщую декларацию о правах человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических и социальных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Интересно
Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. День ее принятия отмечается ежегодно как Всемирный день прав человека. В Декларации закреплен широкий перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав.

Всеобщая декларация прав человека носит лишь рекомендательный характер. Но одним из источников международного права является обычай, т.е. сложившаяся практика государств, которая постепенно начинает признаваться в качестве обязательной и оформляться в виде правовых норм.

Таким образом, положения Декларации стали для большинства современных государств обязательными, найдя свое отражение в законодательстве этих стран. В конституциях многих государств содержатся непосредственные ссылки на Декларацию, ее положения включены во все основные законодательные акты.

Национальные суды нередко признают и используют положения Декларации. Так, в частности, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 8 от 31 октября 1995 г. рекомендовал всем российским судам прямо ссылаться на Всеобщую декларацию прав человека в решениях по соответствующим делам.

Международные договоры.

С точки зрения предмета правового регулирования международные договоры о правах человека можно разделить на два вида:

  • многосторонние – основополагающие документы, закрепляющие основные принципы, базовые положения, руководствуясь которыми государства строят свое внутреннее законодательство в указанной области;
  • двухсторонние – регулирующие определенные межгосударственные взаимоотношения в области прав человека, например договоры о двойном гражданстве.

Заключая международные соглашения по правам человека, государства добровольно отказываются от части своих суверенных прав в данной сфере и передают их международным и межгосударственным органам, которые наделяются полномочиями «вмешиваться» во внутренние дела этих стран.

Российская Федерация в этом смысле не исключение. Конституция России устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).

Необходимо иметь в виду, что:

  • во-первых, признание такого приоритета за международным договором Российской Федерации не придает им силы конституционных норм. Нормы международного договора не приравниваются по юридической силе к нормам Конституции и должны им соответствовать;
  • во-вторых, действует общее правило: международный договор является общеобязательным и может применяться при рассмотрении в суде, если он ратифицирован парламентом страны.

В современных условиях существует сложная, многоуровневая система защиты прав человека. Ведущая роль в этой системе принадлежат Организации Объединенных Наций. В системе ООН существует разветвленная структура институтов и организаций, занимающихся защитой прав и свобод человека.

Это Генеральная Ассамблея и её вспомогательные органы, Экономический и Социальный Совет и его вспомогательные органы, Комиссия по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защиты меньшинств, Комиссия по положению женщин, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, комитет по ликвидации дискриминации женщин, Комитет против пыток, Центр по правам человека, Верховный комиссар по правам человека.

Вопросами прав человека время от времени в различной степени занимаются Совет Безопасности, Совет по опеке, Комиссия международного права и Международный Суд, специально создаваемые международные трибуналы.

Одним из важнейших элементов международного механизма обеспечения прав человека является институт международно-правовой ответственности государств за нарушения прав человека и сформировавшаяся система международного контроля за претворением взятых государствами на себя юридических обязательств как на универсальном, так и на региональном уровнях.

Формы такого контроля во многом зависят от характера нарушений прав человека и могут быть самыми разнообразными: убеждение, рекомендации, порицание, принуждение. Характер и условия их использования определяются Уставом, решениями ООН и ее специализированных учреждений, уставами региональных организаций, международными соглашениями универ-сального и регионального характера.

На универсальном международном уровне основным органом контроля за соблюдением прав человека является Генеральная Ассамблея ООН и работающий под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) (ст. 60 Устава ООН), Международный уголовный суд, международные трибуналы.

На региональном уровне, по мнению большинства исследователей в области международного права в области прав человека, наиболее эффективная система международного контроля была создана в рамках Совета Европы.

Следует в полной мере согласиться с бывшим председателем Европейского Суда по правам человека Р. Рисдалом в том, что «в настоящее время невозможно создать европейскую систему защиты прав человека более эффективную, нежели та, которая была создана… в Страсбурге».

Интересно
26 февраля 1996 г. Российская Федерация была принята в Совет Европы. В этой связи вступление Российской Федерации в Совет Европы и присоединение нашей страны к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод стало не только важным этапом в деле интеграции России в европейскую правовую систему, но и явилось дополнительной гарантией прав человека в России.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутри-государственные средства правовой защиты».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)