Понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности

В юридической литературе под правовой основой понимают находящуюся в постоянном движении систему юридического нормативного регулирования, включающую в себя процесс создания правовых норм и процесс их действия. ОРД как одно из направлений борьбы с преступностью осуществляется в соответствии со ст. 4 ФЗ об ОРД на основе и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства, ведомственных и межведомственных нормативных актов, составляющих в своей совокупности ее правовую основу.

Правовая основа ОРД – это фундаментальная часть правового регулирования данного вида государственной деятельности, которая носит прежде всего функциональный, служебный характер, в которой посредством правовых норм регулируются общественные отношения между государством (его представителями) и гражданином в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.

Общественные отношения, складывающиеся в процессе борьбы с преступностью, будучи урегулированными нормами права, приобретают устойчивость и стабильность, осуществляются строго в соответствии с выраженной в этих нормах государственной волей в рамках должного поведения субъектов правового общения. Правовое регулирование ОРД не только юридически закрепляет отношения, уже сложившиеся в ней, но и способствует установлению, упрочнению и развитию новых отношений, необходимых для снижения уровня преступности, устранения причин, ее порождающих.

В связи с тем, что правовая основа сложна по составу и представляет собой систему правовых норм, целесообразно (учитывая требования системного подхода к анализу сложных явлений и процессов) провести определенную дифференциацию нормативных правовых актов в области ОРД (их насчитывается несколько сотен). Их можно систематизировать по трем уровням (в зависимости от юридической силы и роли, которую они играют в регулировании сыскной работы).

Международный уровень. Российская Федерация является субъектом международного права. Конституция Российской Федерации признает верховенство норм международного права в регулировании общественных отношений (п. 4, ст. 15 Конституции РФ). При этом нам известно, что одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств (п. 6, ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Несмотря на закрытый характер деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов, нормы международного права имеют самое непосредственное отношение к регулированию общественных отношений в области ОРД.

В качестве примера можно привести следующие нормативные правовые акты, имеющие отношение к оперативно-розыскной деятельности:

  • Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
  • Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.
  • Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 г.
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, принятая 10 декабря 1984 г.
  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г.
  • Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (6 ноября 2003 г.).

Федеральный уровень.

Нормативные правовые акты в него входящие можно условно разделить на 4 группы:

  • Конституция и федеральные конституционные законы. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (см. ч. 1 ст. 15). Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. Так, в гл. 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (см. ст. 17-64), составляющие основу правового статуса личности в РФ. В частности, согласно ч. 2 ст. 23, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ФЗ или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применительно к ОРД). Причем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55). Вместе с тем Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (см. ч. 1 ст. 46). Из числа федеральных конституционных законов, принятых в РФ, выделим Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». В нем установлено, что военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном ФЗ, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (см. ч. 7 ст. 7).
  • Вторую группу, или «ядро» правовой основы, составляют нормы самого ФЗ об ОРД. Нормы самого Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г., являются ключевыми, поскольку они определяют содержание этой деятельности и закрепляют систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
  • В третью группу нормативных актов входят другие ФЗ. Во-первых, к ним относят только те законы, которые регулируют группы общественных отношений, возникающих в сфере применения ОРД. Нормы федеральных законов определяют стратегию уголовной политики, основные задачи, компетенцию оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью, направления, формы и методы борьбы с криминальными проявлениями. В них могут содержаться важнейшие положения, регламентирующие оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью.

В России множество законов, в той или иной степени влияющих на содержание правовой основы ОРД.

Однако определяющую роль в этом аспекте играют следующие законодательные акты:

  • Уголовный кодекс РФ раскрывает понятие преступления, перечисляет общественно опасные деяния, позволяет осуществлять поиск признаков в действиях (бездействиях) лица, что составляет суть некоторых задач ОРД. Вместе с тем он содержит ряд правовых норм, реализация которых происходит и в оперативно-розыскной деятельности (ст. 37-39, 41,42 УК РФ о необходимой обороне, причинении вреда, крайней необходимости, обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения и др.).
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ, регулирует общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства в части предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и изобличения преступников. В связи с этим ч. 4 ст. 157 УПК РФ обязывает органы дознания в случае не обнаружения лица, совершившего преступление, принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя следователя об их результатах. В данном случае возникает государственная необходимость и целесообразность осуществления оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, а также для принятия мер по предупреждению и пресечению преступных деяний.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст.38 УПК РФ следователь уполномочен в пределах своей компетенции давать органу дознания письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме названных законов, необходимо перечислить также и другие нормативные акты:

  • Закон «О полиции», который закрепил право полиции на осуществление оперативно-розыскных мер для выполнения возложенных на нее обязанностей.
  • ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» основными направлениями деятельности органов ФСБ определил контрразведывательную, разведывательную и ОРД.
  • ФЗ «О внешней разведке», где определена сущность разведывательной деятельности как разновидности ОРД, которая заключается в добывании и обработке разведывательной информации о планах, возможностях и действиях иностранных государств, затрагивающих интересы Российской Федерации.
  • Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». В ст. 6 данного Закона определен порядок сбора сведений на граждан, обращающихся в ОВД за разрешением на частную детективную и охранную деятельность.
  • Уголовно-исполнительный кодекс РФ в ст. 84 закрепил право осуществления ОРД оперативными аппаратами Минюста в исправительных учреждениях.
  • Таможенный кодекс РФ в ст. 224 закрепил право таможенных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях решения возложенных на них задач.

К четвертой группе актов правовой основы относятся иные, кроме законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Нормативные правовые указы и распоряжения Президента в большей части касаются решения текущих, организационных и процедурных вопросов.

Применительно к сфере оперативно-розыскной деятельности к числу нормативных актов данного уровня можно отнести указы:

  • Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» (с изменениями от 28.05.2015);
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» (с изменениями на 30.12.2000);
  • Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (с изменениями на 25.07.2014);
  • Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (с изменениями от 13.07.2015);
  • Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» (с изменениями на 14.02.2014);
  • Указ Президента РФ от 12 июля 1995 г. №673 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств».

Акты высшего представительного (законодательного) органа Российской Федерации – Федерального Собрания, которое принимает постановления, касающиеся урегулирования организационно-технических вопросов. Например, Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 4 сентября 1998 г. № 392-СФ «Об информации и.о. Министра внутренних дел Российской Федерации и директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации о криминогенной обстановке в Российской Федерации, принимаемых мерах по укреплению законности, пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных элементов в органы государственной власти», о криминогенной обстановке в Российской Федерации, принимаемых мерах по укреплению законности, пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных элементов в органы государственной власти.

Масштабность и широта функций и полномочий Правительства РФ предопределяет природу, признаки и виды издаваемых им актов, в части касающихся аспектов регулирующих ОРД и которые обязательны к исполнению на всей территории Федерации.

К их числу относятся следующие:

  • постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» (с изменениями от 22.05.2008);
  • от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (с изменением от 18.05.2009);
  • от 1 июля 1996 г. № 770 (ред. от 01.07.2002) «Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности», утвержденное этим же постановлением «Положение о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации»;
  • от 27 августа 2005 г. № 538 «Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» (с изменениями от 10.04.2013) и др.).

К подзаконному уровню регулирования ОРД можно отнести также нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие прокурорский надзор за ОРД:

  • Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»;
  • Указание Генпрокуратуры РФ № 215/69, МВД РФ № 1/7818 от 29.09.2008 «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”»;
  • Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 июля 2015 г. № 364 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 № 33 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности”»;
  • Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 21 декабря 2007 г. № 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”».

Ведомственный уровень. Он охватывает самые разнообразные нормативные акты, которые включают акты ведомственного и межведомственного характера. В зависимости от субъекта, издавшего тот или иной нормативный акт, в этой группе выделяют акты, принимаемые: конкретным министерством или ведомством; совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения ОРД.

Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов в порядке осуществления межотраслевых функций и распространяющихся на сферы других ведомств. Фактически данные подзаконные нормативные акты обладают более широкой сферой действия и считаются общеобязательным ведомственным актом. Наиболее часто эти издания осуществляются для успешного взаимодействия субъектов ОРД и решения общих задач борьбы с преступностью.

Приведем примеры таких подзаконных нормативных актов:

  • Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».
  • Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (утв. приказом МВД России, МО России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544).
  • Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола (утверждена приказами МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971, в ред. приказа МВД РФ № 727, Минюста РФ № 302, ФСБ РФ № 480, ФСО РФ № 570, ФСКН РФ № 425, ФТС РФ № 1739 от 22 сентября 2009 г., зарегистрирована в Минюсте РФ 3 ноября 2006 г. № 8437) и др.
  • Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола. Утверждена приказом МВД, Минюста, ФСБ, ФСКН, ФТС России в 2006 г.
  • Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2017 г. № 1815 и Федеральной налоговой службы № ММВ-7-2/950@ «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу».

Ведомственное правовое регулирование, включает ряд элементов, составляющих государственную тайну, а их организационная форма, методика и тактика применения носят конспиративный характер. Подобное положение обусловлено и тем, что в соответствии со ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. сведения в области разведывательной, контрразведывательной деятельности и ОРД относятся к государственной тайне. Поэтому закон делегирует ограниченному кругу субъектов право ведомственного регулирования многообразных организационно-тактических и методических вопросов этой деятельности.

В порядке реализации этой нормотворческой деятельности различными ведомствами, правомочными осуществлять ОРД издаются подзаконные нормативные акты в виде приказов, инструкций, наставлений, указаний, решений коллегий. Содержание этих актов полностью соответствует требованиям ФЗ «Об ОРД», определяет формы этой деятельности, методику и тактику ее практической реализации.

В тоже время имеется ряд документов открытого характера, например:

  • «Об утверждении типового положения об оперативной таможне». Приказ ГТК России от 20 сентября 2001 г. № 918;
  • приказ МВД РФ от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
  • Инструкция об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России (утв. приказом МВД РФ от 13 августа 2002 г. № 772) (в ред. приказа МВД РФ от 20 ноября 2003 г. № 900);
  • Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Утверждено приказом Минюста России от 25 января 1999 г. № 20 (в ред. приказа Минюста России от 5 марта 2004 г. № 54);
  • Приказ Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Другие министерства и ведомства в пределах своих полномочий оказывают помощь правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий, для чего издаются специальные нормативные акты:

  • О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации. Приказ Госкомсвязи России от 20 апреля 1999 г. № 70;
  • Приказ Госкомсвязи РФ от 27 марта 1999 г. № 47 «Об утверждении Общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи»;
  • Положение о порядке, общих условиях и принципах использования на территории Российской Федерации систем глобальной подвижной персональной спутниковой связи (ГППСС) и требованиях по обеспечению информационной безопасности для российских сегментов указанных систем. Утверждено приказом Гостелекома России от 21 июля 1999 г. № 22;
  • Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 16 января 2008 г. № 6 «Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть I. Общие требования»;
  • Приказ Минсвязи РФ от 25 июля 2000 г. № 130 «О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования».

Издание нормативных актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Рассмотренные законы и подзаконные нормативные акты составляют основу правового регулирования ОРД, которая должна постоянно совершенствоваться под воздействием практики борьбы с преступностью. В связи с этим особенно важно в процессе дальнейшего совершенствования законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности разработать новый механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, механизм прямой реализации результатов этой деятельности в уголовный процесс, регулярно обновлять законодательство в соответствии с постоянными жизненными требованиями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)