Понятие и признаки права

Слово «право» имеет несколько значений. Прежде всего правом называют всю совокупность правовых норм, действующих (или действовавших) в определенном обществе в известный момент времени (римское право, российское право, европейское право и т. д.), или некоторые части такой совокупности, выделенные по предмету, т.е. регулируемым общественным отношениям и методу, с помощью которого такое регулирование осуществляется (гражданское право, бюджетное право, трудовое право и т. д.).

Употребляя слово «право» в этом значении обыкновенно подчеркивают, что речь идет о праве в объективном смысле. Право именно в этом – объективном – смысле, т.е. право, понимаемое как совокупность правовых норм, действующих в современном российском обществе, и будет основным предметом изучения, осуществляемого в рамках настоящего пособия.

Правовыми называются такие социальные нормы, общеобязательное перспективное осуществление которых в неопределенно большом количестве случаев обеспечено принудительной силой одного или нескольких государств, либо наднационального (надгосударственного) образования.

Очевидно, что предметом принуждения к соблюдению могут быть только такие правила, которые отличаются абсолютной формальной и содержательной определенностью. Итак, общеобязательность, расчет на будущее осуществление в неопределенно большом количестве случаев, неопределенным заранее кругом адресатов, внешнее принуждение к соблюдению, абсолютная формальная и содержательная определенность – основные признаки правовых норм.

Правовые нормы вырабатываются и устанавливаются каким-нибудь социальным авторитетом, чаще всего одним государством (такие нормы принимают форму законов и иных нормативные правовых актов, а в некоторых странах еще и обязательных для исполнения судебных решений – прецедентов); реже – несколькими государствами (международные договоры, их объединениями (союзами) и наднациональными образованиями (акты союзного и наднационального законодательства).

Можно видеть, что государство по отношению к правовым нормам занимает особое положение: оно не только принуждает к соблюдению правовых норм, но и является основной силой, их вырабатывающей (издающей). Кроме того, правовые нормы могут складываться постепенно, по ходу общественной жизни, в течение многих и многих лет, десятилетий, а иногда и веков. Так появляются нормы заведенного порядка, правил общежития и обычного права.

Практика последних нескольких десятков лет свидетельствует о том, что правовые нормы также могут вырабатываться негосударственными социальными образованиями. Сюда следует отнести нормы актов непосредственного общественного волеизъявления (актов референдумов), актов так называемого нового lex mercatoria, внутренних документов корпораций и некоторых других.

В некоторых сферах общественных отношений, главным образом, с участием частных лиц, значительную роль играют правила поведения, устанавливаемые для самих себя участниками этих отношений. Сюда относятся нормы договоров, односторонних сделок, иных частных юридических актов (завещаний) и деловых обыкновений.

Они обязательны только для самих участников этих отношений (т. е. не обладают таким признаком, как общеобязательность) и не всегда рассчитываются на неопределенное число случаев перспективного поведения — только на урегулирование конкретной ситуации. Иными словами, такие правила не обладают всеми признаками правовых норм. Тем не менее для самих участников общественных отношений, их установивших, подобные правила от правовых норм практически не отличаются ничем.

Слово «право» может употребляться также и в ином значении, а именно – как право в субъективном смысле. Когда правовые нормы квалифицируют известные действия как правомерные, они обычно с большей или меньшей степенью подробности устанавливают, кто и при каких обстоятельствах (когда, где и т. д.) мог бы их совершить.

Говорят, что таким образом объективное право определяет меру социально (юридически) возможного поведения лиц – участников общественных отношений. Мера юридически возможного поведения лица в определенной ситуации или сама возможность правомерного поведения также называется правом, но только в субъективном смысле или субъективным правом. В выражениях типа «иметь право», «уступить право», «осуществить право» и т.д. слово «право» употребляется именно в таком – субъективном – смысле.

Термином «право» обозначается также область человеческих знаний о праве в объективном и субъективном смысле, т.е. правоведение или юриспруденция в целом, – наука права, – либо в какой-то ее части. «Наука гражданского права», «труды по торговому праву», «профессор уголовного права» – в этих и им подобных словосочетаниях слово «право» обозначает определенную область правоведения или юриспруденции – юридической науки.

Предметом научного изучения российского правоведения традиционно являются в первую очередь законодательные нормы, да и то лишь в рамках известных пределов и схем – традиций, сложившихся в ходе изучения иностранного права различных времен и народов, чаще всего римского, европейского континентального и англосаксонского права.

Гораздо реже предметом изучения отечественных юристов становятся правовые нормы, содержащиеся в иных источниках, право в его историческом, перспективном и сравнительном аспектах, права в смысле субъективном, общественные отношения, регулируемые правом, социальный и психологический механизмы правового регулирования.

Наконец, еще о праве говорят как об учебной дисциплине, изучающей какую–то из областей юридической науки. Когда мы говорим «учебник гражданского права», «лекция по семейному праву», «отлично» по предпринимательскому праву», «конспект торгового права» и т.п. мы как раз и имеем в виду указать на право в смысле той или другой учебной дисциплины.

Предметом права в этом значении является юриспруденция, т.е. право как наука (правоведение). Содержание юридической учебной дисциплины – совокупности человеческих знаний, являющихся предметом изучения и преподавания – всецело предопределяется содержанием научных знаний о праве и практике его применения, т.е. состоянием правоведения.

Изучение права на юридическом факультете университета или в юридическом институте – высшее юридическое образование – имеет целью подготовку такого специалиста, который был бы способен по оставлении студенческой скамьи заняться любым видом юридической деятельности.

По этой причине центром тяжести высшего юридического образования должно быть сообщение студенту знаний о системообразующих юридических понятиях – правовых категориях и юридическом методе, а также привитие навыков пользования таким методом (навыков постановки и решения правовых задач). Без этих знаний и навыков невозможны ни практический, ни научный юридический труд.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)